Почему будут заморожены сланцевые проекты
Политический конфликт между Украиной и пророссийски настроенными группами на территории Донецкой, Харьковской и Луганской областей может отразиться на перспективах разведки и добычи сланцевого газа.
Ведь именно там находится Юзовский участок, который должна исследовать и разрабатывать британско-голландская компания Shell. Однако нет оснований категорически утверждать, что российский фактор в конфликте на Восточной Украине преследует цель поставить крест на добыче сланцевого газа.
Юзовский участок − второстепенная цель
Во-первых, компания Shell еще не приступила даже к разведочному этапу. Во-вторых, бурение в течение следующих пяти лет (фактически до 2020 года) 15 разведочных скважин не гарантирует того, что Юзовский участок будет перспективным. Наконец, в-третьих, при условии успеха этапа разведки добыча будет составлять примерно 3-4 млрд куб. м газа ежегодно, с вероятным увеличением до 6-7 млрд. Но существует и негативный сценарий, когда этап разведки завершится «нулевым» эффектом и плавно перейдет в этап свертывания сланцевых проектов в Украине.
В положительном результате своей деятельности не уверены и в Shell.
Грэхем Тайли, Shell
Руководство компании в лице председателя Грэхема Тайлинеоднократно заявляло, что не имеет гарантий однозначного успеха разведочного бурения сланцевого газа.
Интересно, что обычно сторонники добычи сланцевого газа игнорируют печальный опыт наших соседей в Польше. С 2008-го по 2014 год в Польше было пробурено всего 52 разведочных скважины, и ни одна из них не дала оснований утверждать о начале промышленной добычи газа. А ведь именно с Польшей сравнивают геологическую структуру украинских сланцевых участков.
На фоне пессимизма и безуспешного бурения разведочных скважин с рынка Польши ушли несколько крупных компаний, которые занимались такими проектами. Exxon Mobil, Marathon Oil и Talisman Energy свернули свои работы.
Собственно, весь 2012 и 2013 год Украина была свидетелем ожесточенных дискуссий противников и сторонников добычи сланцевого газа. Противников обычно называли «агентами «Газпрома» и России». Но после заключения соглашений о разделе продукции с Shell и Chevron дискуссия практически прекратилась. И Shell постепенно начала готовиться к разведочному бурению.
Однако в феврале изменился политический вектор, на востоке Украины начались беспорядки, антитеррористическая операция, конфликт Украины и России по поводу событий в Донецкой и Луганской областях.
По стечению обстоятельств, все события в Донецкой области проходят фактически на территории Юзовского участка. И именно это дало основания предположить, что истинной причиной дестабилизации ситуации в Донецкой области есть желание России задушить в зародыше добычу сланцевого газа в Украине в качестве альтернативы российскому газу. К тому же весь 2012 и 2013 год Россия и ее сторонники в Украине протестовали против добычи сланцевого газа как опасного для экологии, и критиковали все, что делалось в этой отрасли.
Сейчас основным аргументом является то, что центр дестабилизации − город Славянск − находится в зоне Юзовского участка. Но делать подобные выводы только на этом предположении − не совсем правильно. Ведь Юзовский участок почти равномерно разделен между Харьковской и Донецкой областями. Не в пользу версии о Славянске как эпицентре срыва разработки месторождений сланцевого газа работает и то, что активные полувоенные действия реализованы в Луганской области и части Донецкой области, которые не имеют отношения к сланцевому газу.
Два других не менее ключевых центра Юзовского участка − Изюм и Красный Лиман − остаются вне зоны конфликта. Соответственно, Юзовский участок может быть лишь второстепенной целью, но отнюдь не первопричиной противостояния.
Не белые и не пушистые
Однако сам факт дестабилизации региона действительно в нынешних условиях ставит «на паузу» проекты Shell в Украине.
С другой стороны, и Shell не совсем «белая и пушистая». Политика компании будет зависеть от поворотов политического флюгера в Украине. Показательным стал отказ Shell от участия в разработке Скифского месторождения (пул компаний ExxonMobil, Shell, OMV Petrom, «Надра Украины») на шельфе Черного моря.
Компания заявила о выходе из проекта после потери Крыма. Но точно известно, что еще в январе 2014 года (задолго до крымских событий) Shell поставила своих партнеров ExxonMobil перед фактом, что покидает проект. И конфликт в Крыму только подарил ей прекрасную возможность выйти из игры.
Реальной причиной было нежелание Shell тратить средства для продвижения проекта конкурирующей компании ExxonMobil.
Пересмотр соглашений о разделе продукции и условиях сотрудничества может произойти почти по «польскому сценарию». В 2012 году Польшу всколыхнул скандал с выдачей лицензий на разведку и добычу сланцевого газа. В Украине не пришлось долго ждать своего «сланцевого скандала». Его спровоцировало желание Министерства экологии исключить из соглашения о распределении продукции компании «СПК-Геосервис» и все отдать в руки Shell.
Масла в огонь подлило и то, что новым руководителем Минэкологии стал Андрей Мохник, который является членом партии «Свобода» и который в 2012-2013 годах был активным противником добычи сланцевого газа. Теперь же он изменил свои взгляды и отстаивает позицию Shell.
«В повестку дня заседания межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции выносился вопрос вывода из состава участников соглашений о разделе продукции на участках Юзовский и Олесский «СПК-Геосервис», − заявил министр экологии и природных ресурсов Андрей Мохник.
Несмотря на предложенные четыре варианта, «СПК-Геосервис» фактически не оставили выбора – компания вынуждена покинуть проекты добычи сланцевого газа. Причиной такого отношения к «СПК-Геосервис» стало то, что в СМИ часто высказывали предположения, будто компания входит в сферу интересов экс-президента Виктора Януковича и экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
В руках Мохника сосредоточены абсолютно все рычаги, которые можно задействовать для пересмотра соглашения о разделе продукции, подписанного с Shell и Chevron. Ведь принимать решение о выводе одного из участников можно было бы только после выяснения вопроса участия «СПК-Геосервис», определения коррупционной составляющей в этом вопросе и исследования проблемы экологической безопасности добычи сланцевого газа. И только потом делать выводы.
Показательно, что Shell и Chevron неоднократно подтверждали самостоятельность в принятии решения о сотрудничестве с «СПК-Геосервис» и ни разу не ставили под сомнение эту компанию. И если исключение «СПК-Геосервис» из сланцевых проектов станет следствием доказанных фактов коррупции или других неправомерных действий этой компании, то это автоматически будет и подтверждением коррупционных действий со стороны Shell и Chevron.
Россия выигрывает дважды
Именно в текущих условиях − конфликта в восточных регионах и пересмотра условий соглашений о разделе продукции Shell и Chevron − Донецкая и Харьковская области имеют высокие шансы договориться с Shell о новых условиях сотрудничества.
Соответственно, подозрения в том, что конфликты в Восточной Украине отразятся на проектах сланцевого газа с позиции будущего энергетики Украины, вполне реальны. Тем более, если будет реализована идея расширения полномочий регионов вплоть до создания автономий Донецкой или Харьковской областей.
Компания Shell уже сейчас готовится к новым переговорам с представителями органов местного самоуправления. И, скорее всего, в такой ситуации для Shell не будет иного выбора, кроме как залечь на дно или пойти на пересмотр соглашения о разделе продукции.
А это отложит реализацию сланцевого проекта еще как минимум на 2-3 года. Еще в январе Shell намеревалась пробурить три разведывательных скважины, но уже сейчас таких планов нет. Это же касается и 2015-го, который также в Shell рассматривается как потерянный год.
События на востоке Украины могут стать лишь началом большой ревизии сланцевых проектов. Вслед за Донецкой и Харьковской свой голос обязательно подадут Львовская и Ивано-Франковская области.
И первый звоночек уже прозвучал. В апреле депутаты Львовского областного совета решили перенести слушание вопроса о выполнении соглашения с компанией Chevron по добыче сланцевого газа на Львовщине. После длительных дискуссий депутаты Львовщины решили доработать вопрос и рассмотреть его на следующем сессионном заседании. То есть выдвижение серьезных требований к Chevron − это теперь только вопрос времени.
Безусловно, в такой ситуации выигрывает Россия, оставаясь почти монопольным поставщиком газа в Украину. Однако Россия выигрывает дважды. Второй раз Москва одержит победу, если Shell, Chevron, ExxonMobil придут со своими инвестициями разведывать и добывать сланцевый газ на территории России. Ведь, согласно прогнозам, российские запасы нетрадиционного газа в разы могут превысить запасы украинских участков.
Так, в условиях конфликта Украины и России проекты добычи сланцевого газа, с высокой вероятностью, могут быть заморожены. И Украина не сумеет разузнать свой потенциал запасов сланцевого газа. А ведь только это способно подтвердить или опровергнуть предположение о том, что сланцевый газ может спасти Украину от российского монополизма.
Свежие комментарии