На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Там Русью пахнет! (Савва Мамонтов и художники абрамцевского кружка).

 

 

Художник Нестеров много слышал об Абрамцеве, еще во времена своего учения в частном реальном училище. Он знал, что эта усадьба принадлежала его земляку писателю С. Т. Аксакову, как и он, родившемуся в Уфе. В 1888 году Нестеров работал в Сергиевом - Посаде над картиной "За приворотным зельем". Как-то в поискам "натуры" художник встретился случайно у монастырских ворот с Еленой Дмитриевной Поленовой (сестрой В. Поленова) Та познакомила его со своими спутницами - женой С. Мамонтова и женой И. Репина. Нестерова при гласил и в Абрамцево. Через несколько дней молодой живописец, впервые переступил порог абрамцевского дома. На него произвела впечатление картина "Девочка с персиками", висевшая в столовой. В парке Нестеров был прямо-таки потрясен "Избушкой на курьих ножках", построенной в духе оверлей архитектуры. "Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет" - воскликнул художник в письме к сестре по поводу Абрамцева. "До знакомства с ним (Абрамцевом - А. К.), -сказала как-то Е. Д. Поленова. - Нестеров не мог найти себя". Многие работы Нестерова свяваны с Абрамцевом не только по общей настроенности, отражавшей внимание его обитателей к национальному прошлому русского народа, к единению с природой, но и географически. В Хотькове он работал .над "Пустынником" (1888 -1889), в котором запечатлена "та тихая песнь", которую он искал на протяжении всей жизни. В Абрамцеве и Хотькове написаны "Юность преподрбного Сергия", "Святая Русь" (4901-1906). Как и Васнецова, Нестерова привлекали сюиты из национальной истории, однако в трактовке их он стремился не только к реальности, к отходу от сказочности, но и к "чуду", к "идеальному чуду". Образ Сергия Радонежского, сыгравшего большую роль в событиях, связанных с Куликовской битвой, давно привлекал художника. В Абрамцеве много говорили, об этом крупном, церковном и политическом деятеле Древней Руси. Сергий (в "миру" его звали Варфоломей) с 14 лет жил в Радонеже, недалеко была расположена основанная им Троице-Сергиева лавра. У Нестерова созрела мысль написать картину "Видение отроку Варфоломею" (1889- 1890) Образ отрока Нестеров написал с больной деревенской девочки из деревни Комякино. Художник искал для своей картины и подходящий "исторический фон "Как-то с террасы абрамцевского дома, - вспоминал Нестеров, - моим глазам неожиданно представилась такая русская, русская красота. Слева лесистые холмы под ними извивается аксаковокая Воря, там где-то розовеют дали, вьется дымок, а ближе капустные малахитовые огороды. Справа золотистая роща. Кое-что изменить, добавить, и фон для Варфоломея такой, что лучше не придумаешь. Я принялся за этюд, он удался, и я, глядя на тот пейзаж, проникся каким-то чувством его подлинной "историчности". Картина Нестерова "Видение отроку Варфоломею" была выставлена на XVIII выставке передвижников и приобретена П. Третьяковым. В последние годы Нестеров задумал написать несколько картин из жизни Дмитрия Донского, выполнил эскизы к "Воскресению" для Владимирского собора в Киеве. Будучи человеком скромным и деликатным он особенно высоко ценил советы и участие Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, с которой часто встречался и вел деятельную переписку. Как мы уже говорили, Мамонтов был создателем Московской частной оперы. В оформлении ее спектаклей принимали участие в качестве художников - декораторов И. Левитан, братья С. и К. Коровины, Н. Чехов, В. Симов. Все они учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и были рекомендованы Мамонтову Поленовым. В 1884 году Левитан посетил с друзьями-художниками Абрамцево, где писал этюды. Через два года, осенью, он опять приехал в имение Мамонтовых для этюдов. Как-то Поленов показал Мамонтову работу своего ученика, начинающего художника Константина Коровина "Портрет хористки". Это произведение вызвало резкую критику в среде преподавателей училища живописи, ваяния и зодчества. Мамонтову портрет понравился богатством колорита, непосредственностью мироощущения. Вскоре Костенька, как называли Коровина в кружке художников, стал любимцем Саввы Ивановича, он старался не расставаться с ним даже тогда, когда выезжал во Францию, Италию я Испанию. Коровин написал в Абрамцеве несколько пейзажей, выдвинувших автора в ряды лучших русских мастеров. В Абрамцево приехали для сезонных полевых работ девушки из Тульской губернии. Обитателям усадьбы нравилось, как по вечерам, надев старинного покроя красивые национальные костюмы, они распевали народные песни. Коровин изобразил их в "Северной идиллии". Талант Коровина проявился в театрально - декоративном искусстве. В 1896-1898 годах он был декоратором частной оперы и оформил многие спектакли. Продолжая традиции своего учителя Поленова, Коровин умел средствами живописи раскрыть музыкальные образы оперы. "Музыкальность присуща и станковым картинам этого мастера". "Пейзаж, - писал он, - должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словами, это так похоже на музыку..." В мамонтовской частной опере Коровин написал ряд портретов. По просьбе Мамонтова Коровин с Серовым отправились на Север. Эта поездка имела для них огромное значение. Коровин оформлял павильон "Крайний север" на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Список художников, с которыми Мамонтов находился в творческом общении, можно было бы продолжить. У него бывали Н. Неврев, В. Суриков, П. Кончаловский, Н. Кузнецов, С. Мамонтов и княгиня М. Теншева одно время субсидировали художественный иллюстрированный журнал "Мир искусства" Людьми, оказавшими существенное воздействие на Абрамцевский кружок, были профессор словесности, знаток поэзии М. В. Прахов, а также его брат А. В. Прахов историк искусства и археолог. Они приезжали к Мамонтовым на короткое время, всегда исполненные новых идей и проектов. Большое влияние на формирование взглядов С. Мамонтова оказал и Ф. Чижов, в прошлом математик, оставивший университет и начавший деятельность промышленника, в свое время был знаком с Н. В. Гоголем, художником А. Ивановым, пользовался их уважением и любовью. Чижов говорил Мамонтову: "Артисты, художники, поэты есть достояние народа, и страна будет сильна, если народ будет проникнут пониманием их". Этот строитель железных дорог, финансист и математик учил смотреть на деньги не как на цель, а как на одно из средств к развитию широкой деятельности. В. Васнецов говорил, что С. И. Мамонтову "был понятен трепет творческого вдохновения и порыв художника. Он был надежный друг в самых рискованных художественных полетах и подвигах. С ним художник не погрузится в тину меркантильной пошлости. Радостно на душе, что на Руси люди, кик Савва Иванович. Нужны личности не только творящие в самом искусстве, но и творящие атмосферу, в которой может жить, процветать и совершенствоваться искусство". Весной 1900 года Мамонтов был арестован по ложному обвинению в растрате денег из кассы правления Московско-Ярославско - Архангельской железной дороги. Поленов организовал коллективное письмо, подписанное им самим, Васнецовыми, Репиным, Антокольским, Суриковым, Врубелем, Серовым, Коровиным, Остроуховым, Левитаном. В нем как бы подводился итог всего того, что сделал Сазва Иванович для руского искусства. "Все мы, твои друзья, помня светлые прошлые времена, когда нам жилось так дружно, сплоченно и радостно в художественной атмосфере приветливого, родного круга твоей семьи близ тебя, - все мы в эти тяжкие дни твоей невзгоды хотим чем-нибудь выразить тебе наше участие... Твоя чуткая творческая душа всегда отзывалась на наши творческие порывы. Мы понимали друг друга без слов и работали дружно. Каждый по-своему. Ты был нам другом и товарищем. Семья твоя была нам теплым пристанищем на нашем пути: там мы отдыхали и набирались сил. Эти художественные отдыхи около тебя, в семье твоей, были нашими праздники ми. Сколько намечено и выполнено в нашем кружке художественных задач. Мы художники, для которых без высокого искусства нет жизни, провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесенное тобой в родное искусство, и крепко жмем тебе руку. Желаем тебе сил перенести дни скорби и испытаний и вернуться скорей к новой жизни, новой деятельности добра и блага".

Ю. КАШИН. "Хотьковский вестник" №47 1992

 

Картина дня

наверх