Бенинские бронзы. Королева-мать и другие предки
В Британском музее хранятся последние образцы погибшей культуры
африканского государства Бенин (территория нынешней Нигерии примерно), британцами же и уничтоженного.
История коротка и печальна. В 1897 году английские войска разрушили его столицу,
спалили дворец, поубивали множество народа.
все их богатство и могущество основывалось на работорговле. Мысль подкинули в конце XV века
белые европейцы: проще всего, мол, разбогатеть, продавая за океан зазевавшихся соседей,
оптом и в розницу. Бенинцы быстро наладили поставки товара португальцам-посредникам, благо, человеки –
ресурс восстанавливаемый. И белые повезли рабов на берега обеих Америк, а Бенин стал жить-поживать,
добра на соседях наживать.
Портрет Оbа – правителя, короля, царя. XVIII век >
Правители Бенина – обы – как положено, считались божествами.
После смерти их бронзовые головы устанавливались на алтарях во дворце –
как памятники, документы прошлого, священные образы и свидетельства вечного присутствия
покойного владыки в делах его государства.
Портрет Королевы-матери. XVI век >
Работать с бронзой бенинцы научились задолго до прихода европейцев.
Считается, что еще в 1280 году из соседнего государства Ифе в Бенин пришел
опытный литейщик по имени Игве-Ига и научил местных мастеров технологии вытесненного воска.
Вскоре те так навострились, что могли получать отливку, толщина стенок которой
не превышала 2-3 миллиметров.
В Европе ни в XIII, ни в XIV веке так не умели. Директор Берлинского музея в 1914 году восхищался:
«Ни Бенвенуто Челлини, ни кто бы то ни было другой не смог бы отлить эти скульптуры лучше».
Королева-мать в профиль выглядит совсем юной: не королева – королевишна! >
И самое удивительное в этих скульптурах – смесь очевидной понятности и полной загадочности.
Голова Королевы-матери – в ней необычны на европейский взгляд только этнические черты:
по-звериному вытянутая вперед нижняя часть лица, приплюснутый нос.
Но эстетика вполне классическая: симметрия, спокойствие, плавно изгибающиеся поверхности щек,
подчеркнутые глаза. Соотношение конкретных черт той реальный женщины
и представления о том, насколько эти черты нужно обобщить, идеализировать –
тоже вполне «общеиндоевропейское».
Голова, использовавшаяся в маскараде Ododua, – утверждает музейная этикетка >
А карнавальные шлемы-маски – уже чужие, непонятные, потому что сравнить не с чем.
И не знаешь – смеяться над ними или пугаться. Слишком глазастые и зубастые, чтобы быть величественными.
Слишком изукрашены детальками и завитульками, чтобы пугать. Слишком серьезные и монументальные,
чтобы казаться шаржем – и при этом неисправимо комичные…
Еще одна маскарадная голова >
Интересно, кардинальное различие между пластикой головы Королевы-матери и этого зубастого красавца
объясняется различием функции (там – поклонение, здесь – маскарад)?
Или упадком мастерства (он на три столетия моложе)?
Никаких мягких округлостей, никакой нюансировки: зубы – так напоказ, глаза – как у лягушки,
таращатся в разные стороны.
Такой могла бы быть голова, вырезанная из дерева – вон нос как вырублен, будто топором.
Бенинские Диоскуры? Кастор и Поллукс? Гектор и Патрокл? >
Ко времени создания этих голов традиция бронзового литья в Бенине уже насчитывала пять столетий –
как вся эпоха книгопечатания в Европе. Сохранились – единичные экземпляры.
Поэтому никакой линии развития вычертить невозможно.
Модернисты ХХ века увидели в таких вот варварских истуканах дух архаики, начала времен, седой древности.
А вдруг это тоже был авангард – собственный, африканский, протест против классицизма Королевы-матери?
Свои «Авиньонские девицы»? И грубость черт – не от примитивности, а от дерзости? Нет?
Похоже, ничего нам о старом Бенине не известно. Вот что это был за карнавал в масках?
И какая такая особая роль отводилась Королеве-матери?
И ведь должна была, непременно же должна была быть у этих людей какая-нибудь своя «Илиада»,
своя «Песнь о Нибелунгах»...
А спросить теперь не у кого. После карательной экспедиции англичан тот Бенин уже не поднялся,
территория его носит название Нигерии, а Бенином называет себя прежняя Дагомея –
западный сосед того Бенина, чьи бронзы Британский музей уже никому никогда не отдаст.
К сожалению искусство Великого Бенина и тесно с ним связанное и как полагают предшествовавшее ему искусство Иле Ифе трудно изучать без сведений о верованиях народа Йоруба
Если кто движимый сугубо этнологическим интересом хочет посмотреть подробнее верования Йоруба и их влияние на языческие и полуязыческие культы Америки
www.yoruba.su
Будьте осторожны.Читая размещенные там тексты я не мог отделаться от мысли что авторы текстов воспринимают их содержание куда ближе к сердцу чем дозволено Христианину.По крайней мере -некоторые из авторов.
Свежие комментарии