Если разложить цыганские танцы по полочкам, то мы увидим, что хорошо развиты только три вида: танец русских цыган, балканских цыган и фламенко испанских цыган. С некоторой натяжкой можно упомянуть и пляску венгерских цыган - у них очень хорошо танцуют мужчины, а вот женщины еле топчутся. У остальных цыган Европы, конечно же, тоже есть свои танцы, но они не так развиты.
Кроме того, цыганские танцы делятся на "таборные", уличные и сценические.
Если говорить обо мне, то я лично танцую уличные танцы балканских цыган :)
Как это всё отличается?
Танец русских цыган вам, скорее всего, хорошо известен по советским фильмам. У женщин это сложная игра рук и ног, взмахи юбкой, трепет плеч; плавное начало и буйная, быстрая концовка. У мужчин это дробь, обхлопывание ладонями туловища и ног, махи руками, как крыльями. Во многих движениях можно опознать русские корни. Этот танец и появился, как интепретация русского народного, в XIX веке и значительно с тех пор развился, дополнившись элементами фламенко (игра с юбкой, постановка пальцев); от восточных корней в нём только дрожь плечами и кистями, некоторые движения рук, особый взмах волосами.
Фламенко у цыган примерно такой же, как у андалусийских испанцев, только резче, "диче". Собственно, цыгане считаются создателями современного фламенко. Часто пишут, что это танец страсти; это правда отчасти. Потому что в первую очередь, фламенко - танец отчаяния и протеста против этого отчаяния. Каждый прыжок - как в пропасть; пение - как рыдание; на лицо принято изображать гримасу высшего напряжения. От страсти во фламенко только покачивание бёдрами, действительно, очень эротичное. Кроме них, в женский танец входит дробь, сложная игра рук, взмахи юбкой, характерные повороты головы. В мужском фламенко - дробь, прыжки, взмахи руками.
Танец балканских цыган появился на стыке областей распространения танца живота и восточноевропейских танцев. Соответственно, в женском танце игра ногами в балканском стиле сочетается с тряской бёдрами и дрожью плеч и кистей, к ним прибавляются кручения вокруг своей оси, фигурное щёлканье пальцами, игра рук, дробь, мелкие прыжки. Он считается разновидностью танца живота. Мужской танец состоит преимущественно из игры ног и чечётки, к которым прибавляется щёлканье пальцами сочетающееся с несложной игрой рук.
Что касается манер исполнения, различаются они следующим образом:
"Таборный" - это танец в своём, цыганском, кругу, независимо от того, настоящий ли это табор в чистом поле или день рожденья в городской квартире. Или даже дискотека!
Во-первых, он обязательно состоит из массы движений, сменяющих друг друга весь танец бессистемно и рассчитанных на то, чтобы показать свою виртуозность, а не на зрелищность.
Во-вторых, в нём нет таких вольностей, как в сценическом танце, т.е. махов юбкой возле плеч, обнажения замужними женщинами ног и т.п.
В-третьих, в случае, если в таборе ортодоксально одеваются, то в танец добавляются движения, учитывающие специфику одежды, вроде поддержки и поправки головного убора. При парном танце (мужчина + женщина либо мужчина + мужчина) партнёры зорко следят друг за другом, чтобы импровизировать в унисон. Расстояние между партнёрами весьма приличное, что очень практично с учётом того, что мужчина может вскидывать ногами в танце, махать руками (обхлопывая себя) или подпрыгивать.
Сценический танец, соответственно, рассчитан на зрелищность и на то, что его смотрит большое количество людей и с большого расстояния. Поэтому более широкие, свободные движения (вроде расправления юбки в виде полукруга), повторяемость наиболее зрелищных элементов, постановочность (как правило), большая вольность в нарядах и их непрактичность (изобилие оборок, воланов, широкие юбки и манжеты, просторные рубашки, в то время как "таборный" танец танцуется в обычной одежде).
Наконец, уличный сочетает в себе приметы эстрадного и "таборного" танца. Одежда может быть как простая, так и специально пошитая, "сценическая", зависит от того, насколько случаен танец и как предпочитает сама танцовщица. Движения, рассчитанные на большое расстояние до зрителя (чтобы привлечь внимание прохожих) сочетаются с адресным танцем на близком расстоянии. Многие сценические и таборные движения не используются в силу излишней при долгой работе на улице трудоёмкости. Применяются движения как бы "адресные", привлекающие внимание конкретного человека и устанавливающие между ним и танцовщицей (танцором) контакт, вроде протягивания разным образом рук к зрителю.
Считается, что наиболее традиционна манера танца - босиком (я танцую именно так), но за последние сто лет появилось немало движений, рассчитанных на применение подошвы и каблука обуви, та же дробь (чечётка).
Если интересно, то ночью добавлю картинки и видео :)
Свежие комментарии