На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Анри Матисс и его русская муза

 

 

 [показать]

Обеденный стол

Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции в местечке Като-Камбрези. Его детство прошло в расположенном по соседству Боэнан-Верманду, где находилась лавка по продаже зерна отца Эмиля Ипполита Анри Матисса. Мать будущего художника Анна Элоиза Жерар занималась росписью фаянсовой посуды.

 

 [показать]

Белое Перо

 

 

 

Матисс сначала учился в коллеже Сен-Кантене, а затем, по воле родителей, изучал юриспруденцию в Париже. После окончания обучения Матисс вернулся в Сен-Кантен и стал работать простым клерком в адвокатской конторе. В это же время (в 1887 году), Анри начал брать уроки рисунка в школе, основанной Контеном де Латуром. Но только в 1889 после операции по удалению аппендицита Матисс понял, что ему суждено быть художником. Именно болезнь, открыла художнику его предназначение.

 

 [показать]

Поднятое колено

 

 

 

В октябре 1891 году Матисс с рекомендательным письмом от сен-кантеского художника поступает в академию Жюльена к художнику Вильяму Адольфу Бугро, чтобы подготовиться к экзаменам в Школу изящных искусств. Через год Матисс не смог поступить в эту школу, не выдержал экзамена. Поэтому он записался в Школу декоративно-прикладных искусств на курсы рисунка и перспективы, где познакомился с Альбером Марке, который стал его лучшим другом. В этом же году Матисс стал неофициально заниматься в студии символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Так же как и Сезанн, любимый художник Матисса, Моро считал необходимой школой для начинающего живописца посещение Лувра и копирование старых мастеров. Матисс повторил около 20 картин.

 

 [показать]

Гармония в красных тонах

 

 

 

С 1895 году Матисс жил в Париже на набережной Сен-Мишель с красивыми видами из окон квартиры на Сену, Нотр-Дам, Лувр. В этом же году Матисс начал искать разнообразное освещение, что побудило художника к путешествиям. Сперва он едил на этюды в Бретань, позднее побывал во многих странах: Великобритании, Корсике, Швейцарии, на юге Франции, Италии, Алжире, Германии, Испании, России, Морокко, Таити, США. Из своих путешествий Матисс привозил ткани, необычные статуэтки, маски, керамику.

 

 [показать]

Индуистская поза

 

 

 

В 1896 году на выставке Национального общества изящных искусств государство, в лице супруги президента, приобрело для летней резиденции в Рамбуйе одну из первых картин Матисса "Интерьер с читающей женщиной. Для этой работы позировала гражданская жена Матисса - Каролин Жобло, подарившая художнику в 1894 году дочь Маргерит. В 1896 году Матисс был избран членом-корреспондентом Национального общества изящных искусств.

 

 [показать]

Портрет жены художника

 

 

 

В 1898 году Матисс женился на Амели Парейр, которая родила ему двух сыновей - Жана и Пьера. В медовое путешествие они отправились в Лондон, чтобы увидеть Тернера…

 

 [показать]

Голубые глаза

 

 

 

А теперь о его музе...

 

Осенью 1932 года в мастерской знаменитого художника появилась молодая русская эмигрантка Лидия Делекторская, ставшая для него на долгие годы музой и верной помощницей. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. В тот момент он работал над огромным «Танцем» для Альберта Барнса. Художнику уже шел седьмой десяток лет, одному было трудно справляться со всеми делами в мастерской, и ему нужна была помощь. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний чрезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве.

 

 [показать]

Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской)

 

 

 

Молодая женщина была рада даже временной работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено, и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая «сиделка» приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса «с жильем и питанием» и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем ...почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

 

 [показать]

Одалиска (Лидия Делекторская)

 

 

Матиссу тогда было 63 года, Лидии - 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы. Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника.

 

Она сама ответила в одном из писем:«…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении - даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня - единственным смыслом жизни».

 

 [показать]

Лауретт с чашкой кофе

 

 

 

Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один - к Новому году, другой - ко дню ее рождения. Думается, что это уже были дары не только модели, но, прежде всего, очаровательной и душевной женщине, которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений. Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения, стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод, а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же в чужой стране. Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки, который можно видеть в лучших музеях Франции, России, США и ряда других стран.

 

 [показать]

Женщина в голубом (Лидия Делекторская)

 

 

 

Приближалось 70-летие мэтра, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться - началась Вторая мировая война. Случилось так, что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком, который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предателем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук. Молодая Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью освобождение Франции от захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.

 

 [показать]

 

 

В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. На исходе осеннего дня 3 ноября 1954 года его внезапно сразил удар. Великий художник скончался на руках своих близких.

 

Жизнь Лидии Делекторской после смерти Матисса была продолжением служения ему. Сразу после смерти она собрала свои вещи и ушла из его дома. На похороны ее не пригласили. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса. Так составилось собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина

 

 [показать]

Лежащая обнаженная на фиолетовом фоне

 

 

 

Она говорила: «В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса».

 

 [показать]

Женщина отдыхает на локте

 

 

Все, что выставлено сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой, и еще там была такая фраза: «...Если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги». А однажды, она сама привезла в Ленинград свой портрет, и подарила его Эрмитажу. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности - выставки… Все, связанное с Матиссом, она подарила России.

Картина дня

наверх