На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Основатель Майянистики. Биография и научные труды Юрия Кнорозова

 

 

 

 

 


Юрий Кнорозов Российский лингвист и этнограф,

доктор исторических наук.

Государственная премия СССР (1977).

Дешифровал письменность древних майя

и протоиндийское письмо, внёс большой

вклад в изучение теории и истории письма,

в вопросы теории дешифровки исторических

систем письма и их этносемиотического анализа,

в разработку общих проблем семиотики и теории

коллектива, в исследование древних, в

первую очередь американских цивилизаций.

Основатель российской школы майянистики.



Биография



Юрий Кнорозов - его любимая фотография Б
абушка по отцу Кнорозова - первая народная артистка Армении,

выступавшая под артистическим псевдонимом Мари Забель.

Дед был русским. Юрий Валентинович родился под Харьковом

в семье русских интеллигентов, что подчеркивал особо.

В школе его пытались исключить за "плохое поведение",

неуспеваемость по некоторым предметам и, главное, за

своевольный нрав. Неординарность Юрия раздражала многих

уже тогда.

В 17 лет (1940 г.) Кнорозов, уехав с Украины, поступил в

Московский Государственный Университет на исторический

факультет, где увлёкся историей древних цивилизаций Востока,

этнографией и лингвистикой. Специализируясь на кафедре

этнографии, он питал особый интерес к шаманским практикам.

В 1943 он оказался на фронте, где воевал в частях связи

и (согласно записи в военном билете) встретил победу под

Москвой телефонистом 158-го артиллерийского полка резерва

ставки главнокомандующего. Известно, что Кнорозов не участвовал

во взятии Берлина, но, тем не менее, согласно возникшей позже

официальной(!) версии, именно из Берлина в качестве военного

трофея привез две исключительно важные книги, якобы спасенные

им из пламени горящей библиотеки. В последние годы, когда

советская идеологическая машина была разрушена, Юрий Валентинович

пытался избавиться от "дурацкой и нелепой", как он сам говорил,

легенды и по-новому представить те далекие события - книги

лежали в ящиках подготовленной для эвакуации немецкой библиотеки

и оттуда были взяты советскими офицерами. Однако многое продолжает

оставаться неясным: во-первых, как, в конце концов, эти книги

попали к Кнорозову? А во-вторых, зачем офицеру-связисту

понадобились такие издания, как "Сообщение о делах в Юкатане"

францисканского монаха XVI века Диего де Ланды и "Кодексы майя"

в гватемальской публикации братьев Вильякорта? Индейцами-майя

он тогда не занимался.

Осенью 1945 года он вернулся в университет на кафедру этнографии,

где углубился в египтологию и синологию. Особо интересовался

древними системами письма, в частности восточными иероглификами,

а также средневековой японской и арабской литературой.

Занялся проблемой дешифровки иероглифического письма древних майя

по совету своего научного руководителя, известного этнографа

проф. С.А. Токарева.

После войны Кнорозов поступил на работу в московское отделение

Института этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая;

участвовал в работе Хорезмской экспедиции (в Средней Азии

занялся изучением проблемы взаимодействия кочевого мира -

"варварской периферии" - и городской цивилизации).

Однажды Кнорозову попалась на глаза статья немецкого исследователя

Пауля Шелльхаса под названием "Дешифровка письма майя -

неразрешимая проблема". Эта публикация круто изменила его

научные планы. "Как это неразрешимая проблема? То, что создано

одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим!"

Бросившись в море майянистики, он столкнулся с резким ухудшением

отношения к нему со стороны завкафедрой профессора С.П. Толстова.

Да так, что тот отказался даже дать Кнорозову формальную

рекомендацию в аспирантуру. К счастью, здесь же, на кафедре

этнографии, работал профессор Токарев, с удовольствием поддержавший

опального дипломника.

Тем не менее, по словам Кнорозова, новый руководитель

"абсолютно не верил в успех дешифровки письма майя,

поскольку, следуя американцам, считал, что письмо не является

фонетическим". Пользуясь своим влиянием и связями в научном мире,

Токарев устроил ученика младшим научным сотрудником в институт

этнографии АН СССР/РАН (Кунсткамере) - сначала в секторе народов

Америки, позже в качестве главы группы этнической семиотики.

Поселился Кнорозов в самом музее - в длинной, как пенал, комнате.

 От пола до потолка комната была забита книгами, по стенам висели

 прорисовки иероглифов майя. Из мебели - только письменный стол

 и солдатская койка. Рассказывают, что уже тогда под столом стояла

Первую статью с предварительными результатами дешифровки

иероглифики

майя ("Древняя письменность Центральной Америки")

Кнорозов опубликовал в

1952 в возрасте 30 лет. За перевод труда Диего де Ланды

"Сообщение о делах в Юкатане"

и комментарий к нему (опубликованы в 1955) Кнорозов

получил докторскую степень

(минуя предыдущую).

В то утро 29 марта 1955 года он шел на защиту кандидатской и не знал, чем

все закончится, допуская даже обвинение в ревизионизме марксизма и арест.

Дело в том, что Ф. Энгельс утверждал,

будто в доколумбовой Америке государства отсутствовали.

Согласно той же догме, фонетическое письмо могло существовать только

при возникновении классовых государственных образований. Заявление же о

наличии у идейцев-майя фонетического письма автоматически опровергало

сразу два положения "основоположника". Защита проходила в Москве

и уже на следующий день превратилась в легенду. Выступление 33-летнего

Юрия Кнорозова на ученом совете длилось ровно три с половиной минуты,

а результатом стало присвоение звания не кандидата,

а доктора исторических наук,

чего в гуманитарных науках практически не случается.

С этого момента история дешифровки древних систем

письма стала вписываться

между двумя именами: Шампольона (знаменитый французский египтолог,

разработавший основные принципы дешифровки древнеегипетского

иероглифического письма)

и Кнорозова.

В 1956 г. на волне международного признания исследователя "выпустили"

на Международный конгресс американистов в Копенгагене.

С тех пор вплоть до 1990 г. он уже никуда не выезжал, даже

не подозревая о приходивших на его имя многочисленных приглашениях.

При этом Юрий Валентинович горько шутил о "бесконечных комиссиях

по вывозу его в Мексику, все члены которых там уже побывали".

Зарубежные ученые некоторое время недоумевали по поводу

отказа коллеги от контактов, но, быстро разобравшись в тонкостя

х советских нравов, сами потянулись в Ленинград, С особой гордостью

Кнорозов рассказывал о том, как в разгар "холодной войны"

американская школа признала предложенный им принцип дешифровки.

Но он и не подозревал, какую бурю ненависти вызвал его успех у

главы американской школы майянистики Эрика Томпсона!

И "холодная война" тут была абсолютно ни при чем.

Томпсон, узнав о результатах работы молодого советского ученого,

сразу же понял, "за кем осталась победа", и мысль об этом оказалась

для него невыносимой. В своем послании майянисту Майклу Ко,

полном злого сарказма, он назвал американских коллег "ведьмами,

летающими верхом на диких нотах по полночному небу по приказу Юрия",

и убеждал, что дешифровка Кнорозова несостоятельна.

Заканчивал свое послание Томпсон следующими словами:

"Хорошо, Майк, ты доживешь до 2000 года.

Вложи это послание к Введению в "Иероглифическое письмо майя"

и рассуди потом, был ли я прав..." Майкл Ко сохранил письмо

и в первый день 2000 года,

перечитав его, заявил: "Томпсон был не прав.

Прав оказался Кнорозов, и теперь мы все,

занимающиеся майя, являемся кнорозовистами".

В начале 60-х Кнорозову предложили участвовать в составлении первой

компьютерной программы для машинной обработки текстов майя.

Группа программистов из Новосибирска собралась странная.

Забрав все материалы Кнорозова, они попытались создать некую,

как это теперь бы назвали, базу данных по знакам рукописей.

При этом постоянно намекали на свое сотрудничество

с военными ведомствами

и заявляли, что занимаются "теорией дешифровки".

Через некоторое время "компьютерщики" объявили о том,

что у них разработана теория машинной дешифровки,

и издали в 4 томах под своим именем данные Кнорозова.

Издание подписали на языке майя и преподнесли Хрущеву.

С точки зрения специалистов, объявленная "машинная дешифровка"

была полной глупостью и никакого впечатления на специалистов

не произвела. Тем более что в 1963 г. вышла великолепная монография

Кнорозова "Письменность индейцев-майя". Однако это нелепое недоразумение

поставило для малосведущей публики под сомнение подлинные результаты

дешифровки. Только после публикации в 1975 г. перевода рукописей майя

пришло признание: Кнорозову присудили Государственную премию СССР.

В стране майя великому дешифровщику удалось побывать лишь в

1990 году,

когда он был приглашен президентом страны Винисио Сересо Аревало.

Приглашение совпало с размораживанием дипломатических отношений

с Гватемалой. Кнорозову устроили посещение

главных достопримечательностей страны,

вручили Большую золотую медаль президента Гватемалы.

Поднявшись в одиночку

на пирамиду Тикаля, он долго молча стоял там...

Не обошлось без обычных для него неожиданностей: террористы,

устроив за нашей машиной демонстративную слежку,

обещали взорвать делегацию. Юрий Валентинович был доволен.

Судьба подарила ему уже почти под конец жизни удивительную

возможность пожить в тропической сельве у Карибского моря,

рядом с любимыми им индейцами-майя. Ученики работали над

подготовкой к печати его монографии, а Кнорозов наслаждался

тропической природой, национальной мексиканской кухней,

наблюдал по вечерам за невиданными звездами. Сидя рядом

с президентом Мексики на концерте Паваротти в Чичен-Ице,

он с улыбкой говорил, что великий певец значительно уступает

юкатанскому хору,

исполнявшему Кантату о Кукулькане. Его слова "У итальянца - техника, а у

юкатанцев - душа" повторялись многими в Мексике...

Гения не стало 30 марта 1999 г. Его смерть и похороны по абсурдности

напоминали кончину Паганини. Кнорозов умер в одиночестве в коридоре

одной из городских больниц, где после инсульта у него развилась пневмония.

Дирекция Кунсткамеры решила не предоставлять зал музея для прощания

с ним, и множество людей собралось в тесном больничном морге,

где рядом было выставлено еще несколько гробов. Кнорозов очень любил

Невскую лавру, но похоронили его на новом кладбище вдали от города.

Расшифровка письменности майя



С
появления статей Кнорозова в 1950 гг. начался новый этап в

изучении письменности майя, а с публикации в 1963 и 1975 двух

его трудов - "Письменность индейцев майя" и "Иероглифические

рукописи майя", самого выдающегося события в майянистике 20 в.,

- вторая "письменная" эра майя. Иероглифическое письмо - одна

из самых отличительных черт культуры майя

(единственной в Мезоамерике

полностью письменной цивилизации) - была

полностью забыта после завоевания

государств майя испанцами, истребления жречества и уничтожения книг.

Данные о письме майя - список из слоговых знаков письма майя - имелись

только в труде Д. де Ланды. Кнорозов, изучив язык майя по словарям

и грамматикам 16-18 вв., обратился к "алфавиту Ланды" и к работам

Л. де Рони, последователя Ж.Ф. Шампольона и доказал (вопреки убеждению,

доминировавшему в 1910-60 гг. в западной науке)

аутентичность списка иероглифов

майя у Ланды. Кнорозов определил письменность

майя как иероглифическую, т. е.

морфемно-силлабическую, подобно шумерской

,древнеегипетской или минойской,

и приложил к ней те же правила дешифровки,

что и для других иероглифических систем.

В труде 1963, по общему признанию отечественных лингвистов и компаративистов,

Кнорозов углубил современную методику дешифровки, предполагающую

определенную стандартную процедуру - позиционную статистику знака,

которая помогает установить и изучить закономерности употребления

знаков в письме и соотнести их с закономерностями языка, на котором

написаны тексты (главная методологическая установка Кнорозова),

а также провести перекрестные чтения (по Кнорозову, основной критерий

правильности дешифровки). Кнорозов органически сочетал этот

структурно-дистрибутивный анализ с чисто языковедческими приемами

и методами, "комбинаторный" и этимологический подходы к исследованию

древних текстов. Он показал, что без глубоких знаний по филологии

и истории культуры дешифровка в широком смысле вообще невозможна.

Кнорозов выявил сам механизм создания иероглифики. Он изложил основные

положения, связанные с процессом дешифровки, опубликовал каталог графем,

обосновал фонетическое чтение основных знаков письма майя, правила

орфографии и каллиграфии, порядок фонетических переходов, подробно

рассмотрел систему письма.

Дешифровка дала возможность приступить

к серьезным филологическим

и семиотическим исследованиям языка и культуры дрених майя, к составлению

морфемно-этимологического словаря древнего языка, переводу источников.

В 1960-80 Кнорозов ввел в научный оборот важнейшие письменные источники,

содержащие богатейший материал по культуре майя:

им дешифрованы и переведены

не только иероглифические рукописи 12-14 вв. (своего рода энциклопедия,

охватывающая все стороны жизни древних майя), но и многие десятки надписей

на монументах, поминальных сосудах, статуэтках и др. предметах мелкой пластики,

исторические хроники, мифологические, пророческие и ритуальные тексты 16-18 вв.

из так называемых "Книг Чилам Балам". Переводы рукописей и надписей на

сосудах и монументах снабжены подробными

этнолингвистическими комментариями.

Опубликованы также работы по истории

мезоамериканских цивилизаций и истории

Юкатана 10-16 вв., а также перевод

нескольких песен 17-18 вв. из сборника

"Песнопения из Ц'итбальче" (совместно с Г. Г. Ершовой).

Особое внимание Кнорозов уделял религии, мифологии и обрядности.

В работах, посвященных дешифровке и исследованию семантики имен

богов, их иконографии и функций, реконструкции структуры пантеона,

календарной обрядности и космографических представлений у древних майя,

ритуал и образы божеств превращены Кнорозовым в инструмент для исследования

религии, хозяйственных, политических и исторических традиций майя. Исследуя

изменения в религиозных представлениях, к которым привело возникновение

городов-государств, этапы сложения иконографических групп, формирования

пантеона майя и сложения представлений о верховном божестве, Кнорозов

показал, как религиозные концепции создавались и использовались по ходу

политической борьбы за власть (например, институт поочередного правления

четверки богов рассматривается им как отражение реально существовавшего

на стадии формирования государств института смены у власти вождей четырех

фратрий: ритуал передачи власти, имена и титулы выделенной впервые Кнорозовым

группы богов-распорядителей, следивших за сменой власти у богов, служат для ученого

ключом к реконструкции структуры власти в ранних государствах майя).

В 1973-95 Кнорозов работал над переводом

и интерпретацией надписей и сцен

на поминальной керамике и монументальных

памятниках. Перевод многих десятков

династических, победных, ритуальных, мифологических

, поминальных, пророческих,

календарных и астрономических текстов на сосудах,

статуэтках и монументах

(в т. ч. на крышке саркофага в Паленке) дал уникальные сведения о таких сторонах

культуры майя, которые раньше совершенно не были известны. Перевод Кнорозовым

кольцевых надписей на сосудах - стандартного гимна в

честь усопшего, названного Кнорозовым "формулой возрождения",

дал ответ на вопрос о назначении парадной керамики: сосуды и

статуэтки были атрибутом поминального ритуала.

Благодаря переводам получены уникальные сведения о

структуре подземного пантеона, титулах и функциях его

богов, представлениях о душах, обрядах прорицания под действием

наркотиков, ритуалах отправления посланников к богам

(человеческих жертвоприношениях), инициационных обрядах, поминальных

пирах, новогодних церемониях, первые сведения о храмовом

землевладении у майя, о структуре власти, жреческой и

военной организации, имена и титулатура правителей и военачальников.

В кратких статьях о мезоамериканском календаре, игравшем

огромную роль в создании и существовании всех цивилизаций региона

, Кнорозов дал широкую панораму истории календарны

реформ в Мезоамерике; календарная обрядность впервые

превращена им в источник для реконструкции структуры власти

и истории борьбы за власть в ранних государствах.

P.S. Позже, объясняя свой успех в дешифровке, Ю. Кнорозов

очень серьезно рассказывал: "Когда мне было не больше пяти лет,

братья стукнули меня по лбу крокетным шаром... Зрение восстановили,

хотя и с трудом. Видимо, это и была своего рода "колдовская травма".

Могу дать рекомендацию: будущих дешифровщиков бить по башке,

только неясно, как. Можно для эксперимента взять контрольную группу,

- а если кто концы отдаст, тому так и надо!", - заканчивая рассказ, он улыбался.

О проблемах мезоамериканских цивилизаций



К
норозов выдвинул принципиально новые идеи в отношении

узловых проблем мезоамериканской истории. В работах о генезисе

письменности и календаря, этногенетических процессах в древней

Америке, этногенезе майя, проблемах становления и истории

мезоамериканских цивилизаций высказался по одной из самых

спорных проблем в мезоамериканистике - ольмекской. Доказывал

(опираясь на серьезную документальную базу) генетическое родство

ольмеков и майя; государства ольмеков считал главным источником

культурных заимствований для майя. Считал цивилизацию

ольмеков творцом основных культурных завоеваний Мезоамерики,

главных культурных моделей, которым следовали

позднейшие цивилизации региона: земледельческого календаря и

связанной с ним обрядности, циклического летоисчисления,

связанного со сменой правления в городах, хронологии и

исторической традиции, иконографического канона, структуры пантеона,

иероглифической письменности (ее как священное письмо

литературы и культа заимствовали майя).

Все работы Кнорозова отличает не только глубокое знание

разнохарактерных источников, привлечение всей совокупности

данных по культуре майя и другим культурам древнего мира, но и

синтетическое осмысление данных разных дисциплин о

генезисе искусства и религии, происхождении и разделении языков,

заселении Америки, возникновении древних цивилизаций,

эволюции письма и календаря, календарной обрядности и религии.

Его работы - весомый вклад в изучения обрядности, культа и мифологии, социально-политических институтов, военной организации,

хозяйства и быта населения древних цивилизаций Мезоамерики.

Применение методов дешифровки Кнорозова
для других систем письменности



П
озже методика дешифровки и семиотического анализа графических

систем Кнорозова была с большим успехом применена ученым и его

последователями в работах 1950-80-х гг. над дешифровкой

текстов острова Пасхи (1956 - определение кохау ронго ронго как

иероглифического письма и создание основ для его дешифровки;

идеи и расшифровки Кнорозова - в работах И. К. Федоровой 1963, 1986 и др.)

и протоиндийского письма.

Система дешифровки и семиотического анализа древних графических

систем, разработанная Кнорозовым, - важный методологический ключ

для чтения и интерпретации надписей и

иконографических памятников не только майя, но любой традиционной культуры.

В последние двадцать лет появилось

немало работ, основанных на методике Кнорозова.

За свой вклад в развитие науки Ю.Кнорозов награждён

высшим орденом Мексиканской республики.

P.S. Научное наследие Ю.В. Кнорозова бережно хранят в Москве.

В столичном Российском Государственном Гуманитарном Университете

при помощи мексиканского посольства еще при жизни великого ученого

был создан Центр мезоамериканских исследований, который теперь носит его имя.   

Картина дня

наверх