Автор: Луиджи Йорио (Luigi Jorio) и Шао Дахай (Shao Dahai)
29.08.2013 - 11:00
Фальшивый паспорт, нелегальная низкооплачиваемая работа, страх перед полицией: такова жизнь незаконных мигрантов в Швейцарии. В последнее время среди них растет число граждан Китая. Попадая в Швейцарию, они оказываются за рамками общества. Журналисты портала swissinfo попытались посмотреть на эту теневую сторону швейцарской действительности глазами одного из нелегалов.
Хуксиан* по национальности — португалец. Он родился в 1981 году на острове Макао, неподалеку от Гонконга. В его бордового цвета паспорте указано: «Выдан в 2007 году». Конечно, все это не имеет ничего общего с действительностью. На самом деле Хуксиан родом из провинции Фунцзянь что на юго-востоке Китая. Ему около тридцати лет и он ни слова не знает по-португальски. В Макао он побывал один-единственный раз в жизни. «Все данные паспорта легально зарегистрированы, но они принадлежат другому человеку», — признается он.
На нашу встречу Хуксиан пришел сразу после работы. На нем джинсы, футболка и белые кроссовки, волосы аккуратно уложены. Мы располагаемся в одном из уличных баров в Берне, неподалеку от квартиры, которую он делит с другим китайцем. Хуксиан немного говорит по-немецки, но предпочитает объясняться на родном языке. По его словам, он приехал в Швейцарию пять лет назад «по чистой случайности».
Три тысячи франков за паспорт
В Швейцарию он приехал на автомобиле из Венгрии, с места своей первой остановки в Европе. «Мы пробыли там всего три дня», — рассказал Хуксиан. «Потом кто-то сказал, что в Швейцарии есть работа, и я тут же ухватился за эту возможность. В тот момент у меня был китайский паспорт с шенгенской визой для поездки в Венгрию. Это позволило мне въехать в Швейцарию в качестве туриста».
Сроки действия визы и паспорта скоро истекли, однако ему не составило труда получить новые документы. «Я позвонил одному человеку, и мы обо всем договорились по телефону. Мы с ним лично никогда не виделись. В этом бизнесе никто никого не знает лично и не называет имен — иначе никак нельзя», — пояснил китайский нелегал.
Новый паспорт обошелся ему в два месяца ожидания и в три тысячи франков. На его обложке золотыми буквами указано «União Europeia — Portugal» («Европейский союз — Португалия»). «Его сделали в Китае, ведь там сильны и в этом, то есть в изготовлении фальшивых документов», — совершенно серьезно рассказывает наш собеседник.
Китайцы с португальским паспортом — это не редкость. Многие жители бывшей португальской колонии Макао, которая была возвращена Китаю 20 декабря 1999 г., имеют гражданство ЕС, а оно дает им право искать в Швейцарии работу и возможность остаться на ПМЖ — и все благодаря соответствующим соглашениям между ЕС и Швейцарией.
Полицейская операция
В начале июня 2013 г. Федеральное ведомство полиции («fedpol») провело скоординированную операцию против сети контрабандистов, занимающихся нелегальным трафиком людей. Всего в операции приняли участие девять кантонов: Аргау, Базель-Сельский, Берн, Фрибур, Люцерн, Невшатель, Во, Цуг и Цюрих.
Контрольные проверки, как указывается в коммюнике «fedpol», коснулись китайских граждан, «долгое время подозреваемых в получении разрешения на работу на основе фальсифицированных европейских документов и нелегально работающих в китайских ресторанах».
Были задержаны и подверглись проверке 349 человек. 57 из них были помещены под временный арест. В Швейцарии нелегальное нахождение на территории страны и оплачиваемая деятельность без разрешения на работу наказываются тюремных заключением сроком до одного года и денежным штрафом. По данным Федерального ведомства полиции, контрабандисты, подозреваемые в нелегальном ввозе людей в страну, не ограничиваются только ресторанным сектором.
«С 2012 года мы отмечаем, что все больше выходцев из Китая заняты в сфере проституции. Известно, что расходы на въезд из Китая довольно высоки. Расплатиться за такие услуги быстро нельзя. Это ставит нелегала в зависимое положение в новой стране», — пояснил Борис Месарик, руководитель «Координационной службы по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции» при «fedpol».
Его слова подтвердила и недавняя полицейская операция в Испании и Франции. Расследование позволило разоблачить сеть торговцев людьми, которые запрашивали 40-50 тысяч евро за нелегальный въезд китайских граждан в Европу и США. В некоторых случаях, указывает испанская полиция, эта сеть действовала и в области сексуальной эксплуатации мигрантов.
«…иначе бы я разорился»
С самого начала своей швейцарской жизни Хуксиан трудился. «Но ведь я за этим сюда и приехал», — говорит он, правда, не уточняя, как именно он зарабатывал себе на жизнь. У него никогда не было трудового договора, а заплату он получает из рук в руки, «черным налом». Сегодня он работает в сфере торговли, с раннего утра до позднего вечера, шесть дней в неделю. О такой обыденной практике, как сверхурочные, даже и говорить не приходится. Стоит шефу позвонить — Хуксиан всегда в его распоряжении.
«Например, могу поработать на кухне во время праздника», — уточняет он. Молодой китаец гордится тем, сколько он зарабатывает: почти 1600 франков в месяц . Конечно, это только половина минимальной зарплаты в Швейцарии, но уже в три раза больше, чем те полтысячи франков, которые он получал в самом начале своей швейцарской эпопеи. «Мне по-настоящему повезло, некоторым моим знакомым вообще ничего не платят», — говорит он.
По словам Чинг Ли*, управляющего небольшим китайским рестораном в регионе Бернского Оберланда, нелегальные рабочие — это настоящее спасение для множества азиатских заведений общественного питания. «Если бы мне пришлось платить им минимальную заплату, официально предусмотренную по отрасли в стране, включая социальные отчисления на каждого работника, то я бы просто разорился», — оправдывается он.
Правда, из четырех его сотрудников нелегально работает только один. «Он получает 70 франков за 8-часовой рабочий день, то есть максимально 1500 франков в месяц», — признается хозяин ресторана. «Остальные, тоже китайцы, получают от 3200 до 3800 франков в месяц, а выше всех оплачивается повар, причем это все «белая зарплата», — уточняет Чинг Ли. Самому ему ресторан приносит доход в размере 50-60 тысяч франков в год.
Современное рабство
В Швейцарии китайские нелегалы представляют собой относительно недавнее явление. Их насчитывается пока несколько тысяч. В интервью местной газете «La Liberté» Ксавье Ганьо (Xavier Ganioz), генеральный секретарь профсоюзного объединения «Unia» в кантоне Фрибур, заявил, что использование труда китайских нелегалов — это «современная форма рабства».
«Миграция из Китая — это широко известный на международном уровне массовый феномен. Она наблюдается в США, Канаде, Нидерландах, а также в Италии. В Швейцарии число этих мигрантов пока невелико», — утверждает Борис Месарик (Boris Mesaric), руководитель «Координационной службы по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции» («Koordinationsstelle gegen Menschenhandel und Menschenschmuggel» — «KSMM») при федеральном Ведомстве полиции Швейцарии (fedpol). Правда, точных цифр он не называет.
«Размах этого явления для Швейцарии, как и его механизмы, являются сейчас темой отдельного расследования», — поясняет он. «Пока мы работаем на основе фактов, собранных в ходе недавней полицейской операции». Напомним, что в начале июня текущего года полицейские силы некоторых кантонов провели совместную операцию против сети контрабандистов, подозреваемых в нелегальном трафике людей из Китая. Были задержаны и допрошены более 400 человек.
«Чтобы понять, как работает эта система, мы опираемся на зарубежный опыт, показывающий, что нелегальные перевозки мигрантов и изготовление фальшивых документов, как правило, находятся под контролем хорошо организованных преступных синдикатов», — добавляет Б. Месарик.
«Нелегальный рабочий? Да это мой друг!»
Из окна своего ресторана Чинг Ли видит жизнь несколько иначе. Он не считает себя эксплуататором и отрицательно качает головой, когда мы говорим ему о контрабандистах и преступных организациях. «Никогда о таком не слышал. Я лишь протягиваю руку помощи тем, кому сложно найти работу. В Европе кризис, в последнее время в Швейцарию приезжает все больше китайцев-нелегалов».
Получить разрешение на работу и импортировать шеф-повара напрямую из Китая реально, признает хозяин ресторана. «Но для этого нужно преодолеть множество бюрократических барьеров. И получить разрешение сегодня все труднее», — вздыхает он. А между тем любому китайскому ресторану прежде всего нужен свой хороший шеф-повар. «Только так можно привлечь достаточно клиентов и оставаться на плаву. Конкуренция тут очень жесткая. Если вы делаете блюдо за 10 франков, то обязательно найдется кто-то, кто предложит его за 9».
Чинг Ли 50 лет. В Швейцарии он женился и хорошо изучил законы. Он отдает себе отчет в том, на какой риск идет из-за нелегального работника. «Штраф может достигнуть 20 тысяч франков. Правда, это еще нужно доказать, потому что я могу сказать, что это просто мой друг или клиент».
«Я просто хочу работать»
Хуксиан тоже боится полиции. Пока что ему удается избегать ее внимания. «Если меня застукают, я попаду прямо в тюрьму. Но они не смогут держать меня там долго, потому что я не совершил никакого серьезного преступления», — успокаивает он себя. В любом случае тюрьму он предпочитает возвращению в родной Фунцзянь.
«В тюрьме мне у меня хотя бы будут еда и крыша над головой», — говорит он. «Единственное, чего я хочу — так это иметь работу и скопить немного денег, не создавая никому проблем. Я стараюсь каждый день экономить, чтобы помочь моим родителям в Китае. У нас сыновья должны заботиться о стариках», — оправдывается Хуксиан, единственный ребенок мужского пола в своей семье.
В свободное время он занимается мелкими подработками или старается отоспаться. Чаще всего он просто остается в комнате, которую снимает за 300 франков в месяц, деля ее с другим китайским иммигрантом. Не имея медицинской страховки, он покупает лекарства напрямую в Китае. А если вдруг с ним произойдет что-то по-настоящему серьезное? «Я никогда об этом не задумывался, но для меня ясно, что пребывание в клинике я себе позволить не могу. Поэтому я должен быть осторожным».
Хуксиан не ждет от будущего ничего особого. И какой-то «мечты всей жизни» у него нет. «Все, что я хочу — это работать и оставаться здоровым». А когда истечет срок действия его паспорта, он организует себе новый. «Продлять фальшивый паспорт сложнее», — говорит он. Наконец, после бокала пива и пары сигарет, мы оставляем Хуксиана в покое. Он благодарит за то, что мы выслушали его историю. «Все это — истинная правда», — подчеркивает он, повторяя, что единственное, чего ему хочется — это жить лучше. Он покидает бар пешком, останавливаясь на пешеходном переходе и дважды осторожно оглядываясь, прежде чем перейти дорогу.
* Имена изменены
Перевод с французского и адаптация: Людмила Клот., swissinfo.ch
Свежие комментарии