Чуваши
Впервые в документах русской администрации этноним «чюваша» применен к бесермянам в 1511 году (Родионов, 1984, с.149). Этноним «чуваша» впервые применённый к современному чувашскому народу встречается в книге С. Герберштейна «Записки о Московии» (1521 г.). «..луговые Черемисы зовут Татаръ Суас (т. е. Чувашами), а Чувашъ, также как и своих горных единомышленников – курук мари (т.е. горными жителями) (Золотницкий, 1875, с 245).
В своих преданиях чуваши отождествляют себя с народом сувар и государством Волжская Булгария. С большой вероятностью, на этногенез современных чувашей повлиял и булгарский компонент (Ефимова, 1991, с.77).
В чувашском эпосе об Улыпе (Улп) - праотце чувашей, типологически и семантически сходном с Прометеем греков и, вероятно, восходящем к хуррито-нахской мифологической традиции. Будучи прикован богами к вершине горы Арамази (древнее культовое место, гора в 20 км от Тбилиси). Улып указывает своим детям путь для переселения по побережью Каспия, вверх по Волге до слияния двух больших рек (Димитриев, 1983, с.16). Существует целый ряд подобных народных легенд повествующих о перемещении предков чувашей с юга, с Кавказа. Эта гора именуется в источниках как Армази – Harmastis, 'Αρμαςίχή, 'Αρμάςτχα (СМОМПК, 1910, вып. 40). GIS armazzi (хурр.) – лестница, мост (Arshak Safrastian, 1948).
Археология. Имеется целый ряд артефактов показывающий связь средневековых чувашей с культурой Волжской Булгарии (пряжки, перстни, бронзовые подвески, некоторые типы керамической посуды, намогильные памятники и т.п.). Кроме того, имеются отдельные артефактов указывающих на связь с культурами Кавказа (подвески «ама») (Мадуров, 2004).
Уклад чувашей. За основу, принимаемой в качестве официальной концепции гунно-булгарского происхождения чувашей, был положен язык народа, имеющий значительный процент пратюркской основы характерной для гунно-болгаро-хазарского периода. Данная теория приводила к выводу о кочевом характере уклада народа, что противоречит реальному историческому состоянию уклада народа.
В то же время, Ибн Даста отмечает: «болгаре делятся на три отдела: один отдел зовется берсула, другой - эсегель, а третий болгар; относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же степени»(Хвольсон,1869,с.22). То есть, сувары не отождествлялись арабами с болгарами.
Мир мертвых в представлении земледельцев так же являлся отражением мира живых. Во время поминальных молений у чуваш произносилась следующая молитва: «пирĕн, вилсен, леш тĕнчере те çакăнти пекех ака - суха туса, ĕçкĕ – çикĕ туса пурăнасчĕ (нам по смерти на том свете, как на этом, земледелием занимаясь, празднуя праздники жить бы)». Более подробно о своеобразии уклада чувашей можно прочесть (Мадуров, 2000).
Земледельческая культура чувашей, так же как и уклад чувашей по своим земледельческим признакам явление уникальное для Средней полосы России. По мнению В.В. Туганаева главным доказательством принадлежности народа к культуре древнейших земледельцев на сегодняшний день является наличие следующих сортов семян в традиционной агрикультуре народа: просо мелкозернистое, горох мелкозернистый, пшеница карликовая – двузернянка, бобы конские мелкосеменные. Именно эти сорта культурных растений зафиксированы в агрикультуре чувашей, при их отсутствии в агрикультурах соседствующих с ними народов.
Чуваши занимают земли входящие сегодня в зону активного земледелия и это не случайное совпадение, так как исторически, предки чувашей - сувары передвигались на север вслед за ее передвижением. «Об уникальности антропогенного агрофитоценоза в Чувашии говорит следующий факт. «Коэффициент ранговой корреляции Кэндэла таксономической структуры сравниваемых флор (антропофильных) Чувашской АССР превышает почти все параметры Волжско - Камского, Ярославского, Московского, Удмуртского, Башкирского, Южного Заволжья, Южной Туркмении» (Туганаев, 1984, с.15).
Свежие комментарии