На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Чернокожие ученые, поэты, философы, писатели, композиторы

Джордж Вашингтон Карвер


       Джордж Вашингтон Карвер- так звали одного из известных американских ученных, который внес большое вклад в развитие сельского хозяйства. Карвер родился в семье рабов, трудившихся на плантации в штате Миссури и принадлежавших белому по имени Мозес Карвер. Джордж был совсем маленьким когда, скончался отец. Через несколько месяцев на негритянский поселок напали бандиты, свирепствующие в тех местах. Они похитили Джорджа в месте с матерью. Плантатору Мозесу Карверу удалось в конце концов выкупить Джорджа у новых хозяев, но мать мальчика с той ночи больше никто больше никогда не увидел. Джордж воспитывался в семье плантатора, фамилию которого и получил.
       С самого раннего детства проявлял необычный интерес ко всему, что касалось сельского хозяйства. Он мог часами копаться в земле, обрабатывать её для новых посадок или выхаживая свои растения. За это качество, резко отличавшего его от остальных детей, соседи прозвали Джорджа "цветочным доктором". Стремясь заработать деньги, которые позволили ему бы получить необходимое образование, Карвер путешествовал чуть не по всем Соединенным Штатам, охотно берясь за любую, пусть даже самую трудную работу. Наконец-то ему удалось поступить в колледж штата Айова. Он стал первым человеком с черным цветом кожи, закончивший колледж, а затем и первым негром, преподававшим в колледже.
       В 1896 году он поступил на службу в Тускиджи- вновь открывавшийся колледж для черных в штате Алабама, где возглавил сельскохозяйственный факультет. С помощью студентов Карверу удалось создать настоящую домашнюю лабораторию. Правда, вместо лабораторной посуды им пришлось использовать кастрюли, горшки, чайники и другие вещи, которые хоть как-то могли пригодиться при проведение опытов.
       На протяжении почти пятидесяти лет Карвер преподавал в институте Тускиджи. Часами он не выходил из своих лабораторий, пытаясь найти способ помочь бедным фермерам с Юга. Он первым разъяснил фермерам-хлопководам ту пользу, которую принести посадки земляного ореха-арахиса, ореха-пекана и сладкого картофеля. Карвер доказал, что эти культуры способны обогащать землю, плодородность которой снижалась из-за беспрестанного выращивания на ней хлопка.
       В своей лаборатории Карвер узнал, как можно использовать плоды рекламируемых им культур. Он научиться перерабатывать арахис, добывая из него не только масло и кофе, но даже чернила и мыло. Из сладкого картофеля удавалась получить муку, крупы, клей, краситель и даже резину. Ему же принадлежит изготовления из стружек и опилок плит под мрамор, из волокон кукурузных стеблей - веревок, а из глины - красок.
       Карьер не гнался за прибылью. Он хотел, чтобы его открытия шли на пользу людям. Он бесплатно консультировал всех, кто обращался к нему за советом. Не раз и не два ему предлагали высокооплачиваемые должности, ведь заполучить его стремились многие. Но Карвер тем не менее предпочел по-прежнему оставаться преподавателем института Тускиджи и учил людей. На сбереженные деньги негритянский ученный основал благотворительный Фонд Джорджа Вашингтона Карвера. Эта организация и сегодня предоставляет стипендии студентам с черным цветом кожи, обучающимся на агрономических факультетах

 http://lichnosts.narod.ru/DVkarver.html

Гаррет Морган


Родился в 1877 году в Оклахоме. Получил образование в Канаде. Как безусловный лидер по числу зхапатентованых изобретений прозван "Чернокожим Эдисоном" Самыми важными его изобретениями стали светофор, противогаз и машина для выпрямления курчавых волос. Идея создания автоматического регулятора движения (светофора) пришла к Моргану после автомобильной аварии. В 1923 году  Американский изобретатель Гарретт Морган (Garrett Morgan) запатентовал светофор.  Позднее он продал свое изобретение корпорации General electric за 40 тысяч долларов.


Гранвилл Вудс (Granville Woods) День рождения: 23.04.1856 года Дата смерти: 30.01.1910 года


Место смерти: Нью-Йорк, США

Переехав в Нью-Йорк, в начале 1890-х годов Вудс вместе с братом запатентовал системы экстренного торможения и устройства для питания электротранспорта от третьего контактного рельса. ВУДС, ГРАНВИЛЛ (Woods, Granville) (1856–1910), американский изобретатель. Родился 23 апреля 1856 в Колумбусе (шт. Огайо). Работал с 10 лет – сначала в механической мастерской, затем кочегаром и машинистом на железной дороге в штате Миссури, после этого – на прокатном стане. С 1876 по 1878 изучал электротехнику и механику в одном из колледжей восточных штатов. Работал инженером на железной дороге Цинциннати.

Первый патент Вудс получил в 1884 на изобретение топки парового котла особого устройства. В 1885 он изобрел «телеграфонию» – систему, которая позволяла передавать звук по телеграфным линиям. В 1887 запатентовал индукционный телеграф для приема и передачи сообщений с движущихся поездов. В числе других его изобретений – электромеханический и электромагнитный тормоза для железных дорог (1887), роликовый верхний токоприемник для электропитания трамваев от контактного провода (1888), плавкий предохранитель для предотвращения электротравм при случайном прикосновении к контактному проводу (1889). Впоследствии Вудс продал свои патенты компании «Дженерал электрик» и другим крупным корпорациям.

Переехав в Нью-Йорк, в начале 1890-х годов Вудс вместе с братом запатентовал системы экстренного торможения и устройства для питания электротранспорта от третьего контактного рельса. Вудсу принадлежат также изобретения устройства для плавного уменьшения освещения в зрительном зале, регулятора частоты вращения электродвигателя (1896) и инкубатора для птицеферм (1900). Умер Вудс в Нью-Йорке 30 января 1910.

Перси Джулиан



Перси Джулиан родился 11 апреля 1899 года. Его мать была школьной учительницей и понимала важность образования. Три сестры Перси и двое других братьев отправились учиться на врачей, но только Перси суждено было стать самым успешным из них.
Он получил степень магистра в Гарвардском университете в 1923 году. Но в должности помощника преподавателя в ведущих университетах ему было отказано: белые студенты не хотели учиться у черного преподавателя. Перси продолжил свою работу  химика-исследователья, и стал пионером в области синтеза медицинских препаратов из растений. Его работы послужили основой для массового производства химических контрацептивов и такого средства, как новокаин. К сожалению, ряд его работ были посвящены поискам синтеза искуссвенных наркотических препаратов, которые потом были запрещены.

ХЬЮЗ, (ДЖЕЙМС) ЛЕНГСТОН (Hughes, (James) Langston) (1902–1967), американский писатель.

Родился 1 февраля 1902 в Джоплине (шт. Миссури). Рос в различных городах Среднего Запада, по окончании школы был учителем английского языка в Мексике, недолгое время жил в Европе. В 1924 Хьюза, младшего официанта в одном из отелей Вашингтона, открыл поэт В.Линдзи, который помог ему выпустить первую книгу стихов Усталые блюзы (Weary Blues, 1926). Уже завоевав прочную литературную известность, Хьюз довершил образование, окончив в 1929 Линкольновский университет.

Помимо стихов, Хьюз оставил чрезвычайно богатое наследие в самых разных жанрах: роман, автобиографическая проза, рассказы, пьесы. Он сотрудничал в газетах, часто публикуя там серии сатирических очерков, в которых главным действующим лицом является чернокожий горожанин Симпл. Умер Хьюз в Нью-Йорке 22 мая 1967.

Большинство стихотворений Хьюза написаны верлибром и содержат узнаваемые картины из жизни. Ритмика его стихов родственна современной музыке – ритмам баллады (В субботу вечером) или блюза. Среди книг Хьюза – сборники стихов Шекспир в Гарлеме (Shakespeare in Harlem, 1942), Монтаж отсроченной мечты (Montage of a Dream Deferred, 1951), Пантера и хлыст (The Panther and the Lash, 1967); пьесы Мулат (Mulatto, 1935) и Черное Рождество (Black Nativity, 1961); автобиографии Большое море (The Big Sea, 1940), Брожу по свету и удивляюсь (I Wonder as I Wander, 1956); роман Смех сквозь слезы (Not Without Laughter, 1930); сборник рассказов Смеяться, чтобы не плакать (Laughing to Keep From Crying, 1952). Истории о Симпле составили книгу Лучшее о Симпле (The Best of Simple, 1961).

ДЮБУА УИЛЬЯМ ЭДВАРД БУРКХАРДТ (23.11.1868, Грейт-Баррингтон, Массачусетс - 27.VIII.1963, Аккра, Гана) - прозаик, историк, социолог, публицист, общественный деятель, педагог. Выходец из интеллигентной негритянской семьи, с детства проявил многогранную одаренность, получил образование в университетах Фиска, Гарвардском и Берлинском (1884-1896). В дальнейшем преподавал античные языки и литературу в Уилберфорском колледже, затем, с 1897 г., в университете Атланты (историю, экономику, социологию). Человек энциклопедических знаний, оставивший огромное наследие, обнимающее едва ли не все жанры научной и художественной прозы, он обладал темпераментом организатора и борца.


Был инициатором многих прогрессивных общественных начинаний: основоположником т. н. Ниагарского движения, радикальной антирасистской организации начала 1900-х гг.; одним из основателей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People, 1909); инициатором первых панафриканских конгрессов; около четверти века редактировал радикальный негритянский журнал "Кризис" (1910-1934); вел кампанию против системы расовой сегрегации джимкроуизма (Jim Crow), которая завершилась молчаливым маршем протеста (Silent Protest Parade) в Нью-Йорке в 1917 г. В числе первых ученых-африканистов создал ценные труды по истории и культуре Черного континента. Пионер негритянской социологии, на заре своего научного пути выпустил ставшее классическим исследование "Негр в Филадельфии" (The Philadelphia Negro, 1899). Написал одну из первых биографий Джона Брауна (1909, рус. пер. 1960), многократно переиздававшуюся. Велик вклад Дюбуа в изучение истории негритянского народа, его "утаенного прошлого": такова его фундаментальная монография "Черная Реконструкция" (Black Reconstruction in America, 1935). Долгая, "прометеевская" жизнь этого "черного титана", начиная с первых шагов журналиста, редактора журналов "Мун" (1906), "Хорайзн" (1907-1910), была подчинена целеустремленным, нелегким поискам истины, путей решения негритянской проблемы. Отвергая реформистскую доктрину Букера Т. Вашингтона, он, однако, поначалу выдвигал утопические планы то превращения негров в общество мелких собственников, то воспитания "десяти процентов избранных", черной культурной элиты. Лишь после первой мировой войны, в условиях подъема национально-освободительного движения в мире, он стал учитывать не только культурно-психологические, но и социально-экономические аспекты расовой проблемы в контексте общей антимонополистической борьбы трудящихся. В 20-е гг. Дюбуа начинает штудировать марксистские труды, с 1933 г. читает в университете Атланты курс: "Маркс и негры". Немалое значение имел для него "опыт новой России, основанной В. И. Лениным", а поездки в СССР (1926, 1936, 1949, 1958 и 1962 гг.) позволили увидеть историческую динамику развития социалистического общества, провозгласившего национальное равноправие. С конца 40-х гг. принимал участие в движении сторонников мира, за что подвергся преследованиям маккартистов, лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1958). В 1961 г. 93-летний Дюбуа вступает в Коммунистическую партию США. С 1962 г. - гражданин Ганы, где вел работу над Африканской энциклопедией.

Духовные искания Дюбуа запечатлены в его мемуарах, к которым он дважды обращался на протяжении своей жизни. Ее ранний этап освещен в книге "Сумерки зари. Эссе по поводу истории расовой проблемы" (Dusk of Dawn. An Essay toward an Autobiography of Race Concept, 1940). Глубоким стариком Дюбуа трудился над окончательным вариантом воспоминаний, где сделан акцент на послевоенном периоде, прослежена закономерность его прихода к идеям коммунизма ("Автобиография. Разговор о жизни с высот последнего десятилетия ее первого века", The Autob

http://www.surbor.su/bioinfo.php?id_auth=874

 

ДЭВИД ГАРОЛЬД БЛЭКУЭЛЛ, род в 1921 году в Иллинойсе.

Математик, проф. Калифорнийского университета. Лауреат бесчисленных премий в области статистики и финансов. Президент Международной академии статистики.

МОРРИСОН, ТОНИ (Morrison, Toni) (р. 1931), американская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (1993). Клои Энтони Уоффорд (Wofford – настоящее ее имя) родилась 18 февраля 1931 в Лорейне (шт. Огайо).


Получила в 1953 степень бакалавра искусств в университете Хауарда (Вашингтон, округ Колумбия), в 1955 – степень магистра искусство в Корнеллском университете. Преподавала в университете штата Техас, в 1957 вернулась в университет Хауарда, где познакомилась с архитектором с Ямайки Г.Моррисоном и вышла за него замуж; у них родилось двое сыновей. В 1964 они развелись.

Осенью 1964 получила должность помощника редактора в филиале книгоиздательской фирмы «Рэндом хаус» в г.Серакьюс (шт. Нью-Йорк), выпускающем учебную литературу. В 1967 стала старшим редактором и переехала в Нью-Йорк. Редактировала книги знаменитых афро-американцев (Мохаммед Али, Эндрю Янг, Анджела Дэвис и др.), одновременно рассылая в издательства рукопись своего первого романа Самые голубые глаза (The Bluest Eye). Выросший из рассказа, написанного для писательского семинара в университете Хауарда, роман показывает трагическое воздействие межрасовых предрассудков на юную негритянку, мечтающую о голубых глазах – идеале красоты белых американцев. Опубликованный в 1970 роман был горячо встречен критикой.

Продолжая работать в «Рэндом хаус», в 1971–1972 Моррисон преподавала в должности доцента английский в университете штата Нью-Йорк. Тогда же начала писать роман Сула (Sula), опубликованный в 1972. Книга рассказывает о взаимоотношениях двух женщин, одна из них со временем принимает строгие моральные нормы своей замкнутой негритянской общины, другая их отвергает. Роман попал в список бестселлеров, отбираемых Клубом «Книги месяца», в 1973 выдвигался на Национальную книжную премию, отрывки из него печатал журнал «Редбук».

В 1976–1977 Моррисон была приглашенным лектором (по контракту) в Йельском университете, работала над романом Песнь Соломона (Song of Solomon, 1977). Роман основан на фольклорном сюжете духовного путешествия. Главный герой, прадед которого сумел избавиться от рабства, оставляет дом состоятельного отца и отправляется на поиски припрятанных некогда семейных сокровищ, что в конечном итоге оборачивается восстановлением семейного древа. Книга удостоилась Национальной премии кружка литературных критиков и премии Американской академии и Института искусств и литературы. Фольклорные традиции легли и в основу романа Смоляное чучелко (Tar Baby, 1981).

В 1983 Моррисон оставила работу в издательстве. В 1984 стала профессором кафедры Альберта Швейцера в университете штата Нью-Йорк в Олбани. Опубликованный в 1987 роман Любимица (Beloved) получил в 1988 Пулитцеровскую премию. Возвращаясь к теме рабства, писательница показывает его губительное воздействие на материнские чувства. Действие происходит в штате Огайо после окончания Гражданской войны. В основе сюжета – история негритянки, которая предпочла убить дочь, чем отдать ее в рабство. Книга была признана лучшим произведением Моррисон и стала первым ее бестселлером. Другие ее сочинения: роман Джаз (Jazz, 1992), книга Игра в темноте: Белизна и литературное воображение (Playing in the Dark: Whiteness and the Literary Imagination, 1992), основанная на лекциях, прочитанных в Гарвардском университете, ее седьмой по счету роман Рай (Paradise, 1998) и детские книги Большой ящик (The Big Box, 2000) и Книга нехороших людей (The Book of Mean People), которая вышла в 2001.

В 1989 Моррисон была приглашена на кафедру Роберта Ф.Гоена в Принстонском университете. Моррисон удостоилась многих наград, в том числе медали Национального книжного фонда за выдающийся вклад в американскую литературу (1996). Член Американской академии и Института искусств и литературы, член Американской академии гуманитарных и точных наук.

См. также АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Мэй Кэрол Джемисон,  врач и бывший астронавт НАСА


День рождения 17 октября 1956 

Биография

Мэй Джемисон родилась 17 октября 1956 года в американском городе Декатур. Её отец работал техническим инспектором в благотворительной организации, а мать большую часть своей карьеры была учителем английского языка и математики в начальной школе.

Её семья переехала в Чикаго, когда Джемисон было три года, так как там было больше возможностей дать ей хорошее образование. По словам Мэй, она с детства считала, что попадёт в космос, и мечтала, что это будет так же обычно, как ходить на работу. Тогда же началось её увлечение наукой и медициной.

Мэй окончила среднюю школу в 1973 году и поступила в Стэнфордский университет в возрасте 16-и лет. По её воспоминаниям, там ей пришлось столкнуться с некоторой дискриминацией по цвету кожи и полу, но она успешно закончила университет в 1977 году, получив степень бакалавра наук по химическому машиностроению и бакалавра искусств в афроамериканских исследованиях.

Она продолжила своё образование и в 1981 году получила степень доктора медицины в Корнельском медицинском колледже. Проработала год в интернатуре медицинского центра Университета Южной Калифорнии, а затем стала врачом общей практики. За время учёбы в колледже она совершила поездки в Кубу, Кению и Таиланд, оказывая первую медицинскую помощь людям, живущим там. После окончания медицинской практики, Джемисон вошла в состав корпуса мира и служила там врачом с 1983 по 1985 год, отвечая за охрану здоровья волонтёров корпуса, работающих в Либерии и Сьерра-Леоне.

Космический полёт

Мэй Джемисон была зачислена в 12-ый набор астронавтов, став первой афроамериканкой, отобранной НАСА. По окончании курса подготовки она получила в августе 1988 года квалификацию специалиста полёта. Ей было поручено тестирование программного обеспечения в лаборатории интеграции электронного оборудования шаттлов (SAIL). Её первый и единственный полёт на борту шаттла Индевор проходил с 12 по 20 сентября 1992 года. Его общая продолжительность составила 7 суток, 22 часа, 31 минуту и 11 секунд.

Мэй покинула отряд астронавтов и НАСА в марте 1993 года.

После НАСА

После ухода из НАСА в 1993 году она начала заниматься пропагандой медицинских знаний и охраной здоровья в Западной Африке. В этом же году она получила приглашение сняться в эпизодической роли в одной из серий «Звёздного пути». Тем самым Мэй стала первым настоящим астронавтом, снявшимся в этом фантастическом сериале.

В дальнейшем Мэй принимала деятельное участие во многих образовательных и просветительных проектах, таких, как «Международный научный лагерь» в Чикаго для привлечения молодёжи к научным исследованиям или проект телекоммуникационного спутника «Альфа», предназначенного для создания системы телемедицины в Африке. В 1999 году она основала корпорацию BioSentient, которая занималась разработкой портативного прибора, способного непрерывно наблюдать за состоянием вегетативной нервной системы. BioSentient в своей работе коммерциализировала некоторые патенты НАСА. В настоящее время Джемисон по-прежнему решительно выступает в поддержку науки и образования.

Библиография

  • Мэй Джемисон S.E.E.ing the Future: Science, Engineering and Education. — Hanover, NH: Dartmouth College, 2001. — 56 с.
  • Мэй Джемисон Find where the wind goes: moments from my life. — New York: Scholastic, 2001. — ISBN 9780439131964

Сайт: Википедия

Генри Оссава Таннер (англ. Henry Ossawa Tanner, род. 21 июня 1859 г. Питтсбург — ум. 25 мая 1937 г. Париж) — американский художник — реалист. Первый из художников негритянского происхождения, добившийся международного признания.


Жизнь и творчество

Генри О.Таннер родился в семье методистского священника Бенджамина Такера и учительницы Сары Миллер Таннер; был старшим из 9 детей. В 1864 году семья Таннеров переезжает в Филадельфию. В возрасте 13-ти лет Г.Таннер решает стать художником. Будучи самоучкой, он изучает работы других мастеров в художественных галереях Филадельфии, совершенствует себя в рисунке. В 1879 году он поступает в фмладельфийскую Академию изобразительных искусств и обучается там до 1885 под руководством Томаса Икинса. В 1886 году Таннер открывает собственную художественную мастерскую в Филадельфии. Затем он переезжает в Атланту где, после неудачной попытки организовать фотолабораторию, преподаёт в университете Кларка. В 1891 году художник уезжает во Францию. Здесь он учится в Академии Жюлиана у Жан-Поля Лорана и вступает в парижский Американский студенческий художественный клуб.

В 1893 году, во время короткого пребывания в Филадельфии, Таннер создаёт полотно The Banjo Lesson (Учёба игры на банджо), ставшее одной из лучших его работ. В 1895 он возвращается в Париж. Здесь он пишет преимущественно религиозные полотна, и среди них — Даниил в яме со львами, заслужившее почётную награду на Парижском салоне 1896 года. Во время Первой мировой войны Таннер работает в Общественном департаменте информации при американском отделении Красного креста, пишет картины на военную тематику.

Полотна этого американского художника-реалиста характеризуются самым тщательным исполнением. Многие ранние работы Генри О.Таннера посвящены тяжёлому, бедственному положению американских негров. Более поздние его произведения написаны преимущественно на религиозные сюжеты, в чём угадывается также и влияние на него отца-священника.

http://33oxaxax33.ru/?p=4358

АНЖЕЛУ, МАЙЯ (Angelou, Maya) (р. 1928), афро-американская писательница. Проявила себя как поэт, историк, автор песен, драматург, преподаватель, танцовщица, продюсер фильмов и спектаклей, режиссер, актриса, певица. Активист правозащитного движения. Родилась 4 апреля 1928 в г.Сент-Луисе (шт. Миссури). Работала поваром, трамвайным кондуктором, барменшей, танцовщицей.


Голос Анжелу мощно звучит в современной литературе. Ее называют женщиной ренессансного типа. В 1954-1955 она играла в Порги и Бесс во время турне по 22 странам, в 1957 - во внебродвейской постановке пьесы Жар Калипсо (Calipso Heatwave), в 1960 была занята в пьесе "Черные" (The Blacks). Первыми ее литературными произведениями стали пьесы. Двухактная драма "Ничтожнейший" (The Least of These) была поставлена в Лос-Анджелесе в 1966. Ей принадлежат также пьеса "Рвать изнутри" (The Clawing Within, 1966) и двухактный мюзикл "Аджоа Амисса" (Adjoa Amissah, 1967).

"Я знаю, отчего птица поет в клетке" (I Know Why the Caged Bird Sings), хроника ее жизни до 16 лет (кончая рождением сына Гая), была опубликована в 1970 и принесла финансовый и литературный успех. Многие истории весьма мрачны, например та, где она признается, что в восьмилетнем возрасте была изнасилована приятелем матери и пять лет не могла говорить, но вместе с тем книга повествует о пробуждении личности в юной Анжелу. Я знаю, отчего птица поет в клетке была выдвинута в 1970 на Национальную книжную премию и остается самым известным произведением писательницы.

Первая ее поэтическая книга - "Дай мне глотнуть прохладной воды, прежде чем я помру" (Just Give Me a Cool Drink of Water 'fore I Die, 1971), в 1972 была выдвинута на Пулитцеровскую премию. Следующие - два тома автобиографии, "Соберитесь от моего имени" (Gether Together in My Name, 1974) и "Поем, танцуем, веселимся, как на Рождество" (Singin and Swingin' and Letting Merry Like Christmas, 1976), повествующие о расставании с юностью и о молодости, связанной с авангардистским театром 1950-х годов. Вторая поэтическая книга, "Молись, чтобы мои крылья не отказали" (Oh Pray My Wings Are Gonna Fit Me Well), вышла в 1975, третья, "И все-таки я поднимусь" (And Still I Rise), - в 1978; заглавное стихотворение было впервые инсценировано как одноактный мюзикл в Окленде (шт. Калифорния) в 1976.

В 1981 Анжелу опубликовала книгу "Сердце женщины" (The Heart of a Woman), повествующую о 1960-х годах. Критики относят "Сердце женщины" к лучшим произведениям Анжелу. За этой книгой последовал поэтический сборник "Шейкер, почему ты не поешь?" (Shaker, Why Don't You Sing?, 1983).

В пятой автобиографической книге" Всем детям Божьим требуются походные башмаки" (All God's Children Need Traveling Shoes, 1986) Анжелу описывает свое четырехлетнее пребывание в Гане.

В 1993 по просьбе президента Б.Клинтона Анжелу написала стихотворение "На пульсе утра" (On the Pulse of Morning). В том же году появилась книга ее автобиографических очерков "Теперь я не отправилась бы в путешествие налегке" (Wouldn't Take Nothing for My Journey Now). В 1994 вышло полное собрание ее поэтических произведений (Complete Collecteve Poems).

Анжелу - автор ряда детских книг: "Вот Шеба поет песню" (Now Sheba Sings the Song, 1987), "Жизнь меня не страшит" (Life Doesn't Frighten Me, 1993) с иллюстрациями Мишеля Баскиа, сборник стихов "Душа оглядывается в удивленьи" (Soul Looks Back in Wonder, 1994), "Мой расписной дом, мои друзья - цыплята и я" (My Painted House, My Friendly Chicken and Me, 1994).

Анжелу стала первой чернокожей женщиной-режиссером в Голливуде, играла в кино, театре и на телевидении. Автор сценариев и продюсер ряда документальных фильмов, в т.ч. "Афро-американцы в сфере искусств" (Afro-Americans in the Arts), удостоенного премии 'Золотой орел'.

В 1959-1960 по просьбе Мартина Лютера Кинга была координатором деятельности в северных штатах правозащитной организации Конференция христианских лидеров Юга. В 1975-1976 по распоряжению президента Дж.Форда входила в комиссию по празднованию 200-летия США; позднее была назначена президентом Дж.Картером членом комиссии по празднованию Международного года женщины. Анджелу была приглашенным профессором многих американских университетов, в 1981 получила должность пожизненного профессора американистики Уэйк-Форестского университетата в Уинстон-Сейлеме (шт. Сев. Каролина).

http://persona.rin.ru/view/f/0/35284/anzhelu-majja

 Эрнест Уилкинс


http://www.invata-mate.info/rusa/historyDetail.htm?id=Wilkins_Ernest
В 1943-44 Wilkins преподавал в Тушкегейском институте, где большинство студентов были черные. Затем он вернулся в Чикагский университет, где работал над Манхэттенским проектом в металлургической лаборатории с 1944 по 1946. Wilkins продолжал выпускать большое количество математических работ по широкому спектру различных тем. В 1944 целых четыре работы: От роста решений линейных дифференциальных уравнений; Определение самоуправления конъюгатной adjoint интегральных уравнений; Несколько важнейших проблем в параметрической форме, по анализу вариантов; И работа об асимметрии и эксцесса. В следующем году он опубликовал дифференциальное уравнение разницы для эпидемий в Бюллетене Математическая биофизика.

Генри Луис Гейтс младший — американский литературный критик, историк, писатель, профессор Гарвардского университета. Первый афроамериканец, получивший награду фонда Эндрю Меллона. Известный исследователь афроамериканской культуры и истории, ведущий нескольких авторских телепередач.


Генри Гейтс родился в Пидмонте в семье Паулины Августы Коулмен и Генри Луиса Гейтса старшего. В Йельском университете получил титул бакалавра по истории, затем поступил в Кэмбридж. Там Гейтс работал вместе с Воле Шойинка, будущим лауреатом Нобелевской премии. В Кэмбридже Гейтс приобрёл степень доктора философии по английскому языку и литературе. После защиты диссертации Гейтс работал в Йельском университете, затем в Корнелльском университете и Университете Дьюка. В 1991 году Гейтс получил профессуру в Гарвардском университете, где и работает по сей день. http://vpersons.ru/a/geyts_genri_luis

ДЭВИС ЭНТОНИ (Davis Anthony) (р. 20 февраля 1951, Нью-Джерси), американский джазовый музыкант (фортепиано, композитор, руководитель ансамбля).


Получил разностороннее музыкальное образование. Как профессиональный джазмен начал свой путь к известности в 70-е годы в Чикаго. Примкнул к ААСМ (Ассоциации содействия креативным музыкантам). Сотрудничал с Барри Альтшулом, «Чико» Фрименом, Лероем Дженкинсом, Джорджем Льюисом, Джеймсом Ньютоном, Джеем Хоггардом. Выступал с ансамблем Лео Смита NEW DELTA AHKRI. Выезжал на гастроли в Европу. Участвовал в различных джазовых фестивалях (например, в 1979 — в Ньюпортском вместе с Джеймсом «Бладом» Алмером и Рональдом Шенноном Джексоном, а также в международном Bracknell Festival в Англии, где имел сенсационный успех в дуэте с Дж. Ньютоном). Принадлежит ко второму поколению музыкантов фри-джаза. Не избежал влияния «абстракционизма» (линия Сесила Тейлора). Вместе с тем, сохранил преемственную связь с традициями бибопа и модерн-мэйнстрима. В 70-е годы признан одним из лучшим негритянских пианистов креативной ориентации (грейт-блэк-мьюзик, сценический креатив, лирико-романтический кул-креатив). Тяготеет к концертной виртуозности, к синтезу джаза и современной европейской академической музыки. В прессе получил прозвище «новый Кейт Джаррет» (благодаря некоторому сходству их исполнительских стилей). Активно экспериментировал в сфере дуэтного музицирования (с флейтистом Дж. Ньютоном, виолончелистом А. Вадудом и другими).

Альберт ЛУТУЛИ (Luthuli)

1898 г. – 21 июля 1967 г. Нобелевская премия мира, 1960 г.


Южно-африканский политический деятель Альберт Джон Мвумби Лутули родился в миссии адвентистов седьмого дня близ Булавайо (Родезия, ныне Зимбабве). Хотя точная дата его рождения неизвестна, считается, что он родился в 1898 г. Л. принадлежал к знатному зулусскому роду, его имя Мвумби переводится как «Затяжной Дождь». Родители мальчика, Джон Буньян Лутули и Мтонья (Гумеде) Лутули, родились в Южной Африке, но переехали в Родезию, где Лутули-старший был миссионером и переводчиком. Он умер вскоре после рождения сына.

Примерно в 1908 г. мать Л. вернулась в провинцию Наталь, и семья поселилась на ферме у христианских миссионеров. Намереваясь дать сыну хорошее образование, Мтонья отправила его жить к вождю Гроутвилля, приходившемуся мальчику дядей. Здесь он впервые пошел в школу. В 1915 г. Л. поступил в методистскую учительскую школу в Ивендейле и окончил ее два года спустя, а затем стал директором и единственным преподавателем школы в Блаубосхе (Наталь). Тогда же он был рукоположен и стал исполнять обязанности священника методистской церкви.

Получив премию от департамента по образованию провинции Наталь, Л. продолжил образование в колледже миссии Адамса (в течение двух лет), а затем 13 лет преподавал там. Он основал Общество языка и литературы зулусов, выступал в качестве хормейстера и секретаря Южно-африканской футбольной ассоциации. В 1927 г. он женился на Нокуханье Бехенгу, местной учительнице и внучке зулусского вождя; в семье родилось семеро детей.

В 1933 г. группа племенных старейшин обратились к Л. с просьбой выставить свою кандидатуру на выборах вождя. Через два года, уступив их настойчивости, Л. уволился из колледжа и в 1936 г. стал вождем. В Гроутвилле, административном центре резервации, Л. принял на себя заботы примерно о 5 тыс. человек. Их экономическое положение и эксплуатация со стороны белого меньшинства не давали Л. покоя.

В том же году южно-африканское правительство обнародовало два закона, которые серьезно ущемляли права негров. Составляя 80% населения, они были исключены из избирательных списков провинции Кейп. В законодательном собрании черные имели только трех представителей (и то из числа белых), тогда как белые – 150. Надел негритянской семьи составлял 4...5 акров, белой – 375.

Хотя Л. удалось организовать сахароводов и добиться от правительства некоторых уступок, он начал понимать, что при власти белых успех маловероятен, что племенная система – хитрая уловка белых и «имеет целью создать у африканцев иллюзию автономии» при сохранении за собой командных позиций. Л. пока не имел четкого плана сопротивления, но его вера в церковь как средство политических и социальных изменений пошатнулась. В 1945 г. он примкнул к натальскому отделению Африканского национального конгресса (АНК), организации, созданной в 1912 г. для объединения племен в борьбе за избирательные права.

Во время второй мировой войны цветное население Южно-Африканского Союза (ЮАС) оказывало серьезную поддержку правительству, питая надежду, что их лояльность будет вознаграждена после победы. Однако в 1946 г. премьер-министр Ян Смуте начал политику апартеида, или раздельного развития рас. Черное население было окончательно лишено избирательных прав, вводились пропуска для поездок негров, межрасовые браки были запрещены. Ущемлены были в правах лица смешанной расы и выходцы из Азии.

Л. все больше углублялся в политическую жизнь. Он выступал перед племенами, а в 1948 г. совершил поездку в США, чтобы предупредить о кризисе в ЮАС и попросить помощи. По возвращении он был избран председателем натальского отделения АНК, который начал кампанию неповиновения, чтобы «донести свои чувства до белых людей». Черные сознательно нарушали комендантский час и правила сегрегации, не сопротивляясь при аресте. Л. был также арестован в Натале, хотя и освобожден на неопределенный срок. Представители правительства предложили ему покинуть пост председателя местного отделения АНК или вождя резервации, но он отказался. Впоследствии Л. отстранили от исполнения обязанностей вождя. Поддерживая свое существование работой на небольшом земельном участке, он продолжал политическую деятельность.

Через месяц после низложения Л. был избран председателем АНК. Он начал поездки по всей стране, осуждая законы о пропусках и образовании банту (в соответствии с которым закрывались школы при миссиях) и призывал к ненасильственному протесту. В ответ правительство запретило ему появляться в больших городах и на митингах в течение двух лет. В конце этого срока он возобновил свою ораторскую деятельность. Л. готовился возглавить кампанию протеста против высылки 75 тыс. негров, когда сам был сослан в Гроутвилль еще на два года. В 1955 г. он был переизбран председателем АНК.

Через пять месяцев после окончания второй ссылки власти арестовали Л. и 155 других активистов за государственную измену и поместили их в йоханнесбургскую тюрьму. Процесс укрепил положение Л. как фактического вождя черного населения ЮАС и принес ему международную известность. Даже из тюрьмы он организовывал кампании протеста, одной из форм которого было «сиди дома»: черные бойкотировали работу. В конце концов обвинения с Л. и 64 активистов были сняты.

Л. возобновил выступления, обращаясь и к белым, и к черным в провинциях Наталь и Кейп. Правительство вновь прибегло к высылке, на этот раз на 5 лет, «за распространение вражды между европейским и неевропейским населением». После шарпевилльской резни 1960 г., когда 64 невооруженных негра были убиты во время демонстрации против закона о пропусках, Л. сжег свой пропуск и призвал других африканцев последовать его примеру. Правительство объявило чрезвычайное положение и запретило деятельность АНК. 18 тыс. африканцев были арестованы, в т.ч. и Л. Его приговорили к 6-месячному заключению, которое было отложено ввиду слабого здоровья и высокого кровяного давления.

В следующем году во время встречи премьер-министров британского Содружества наций в Лондоне Л. направил телеграмму в газету «Тайме», с просьбой приостановить членство ЮАС в содружестве. Не дожидаясь голосования, правительство ЮАС само вышло из этой организации. Весной 1961 г. белые руководители Южной Африки приняли новую конституцию, объявлявшую Южно-Африканский Союз независимым под названием Южно-Африканской Республики (ЮАР).

В 1961 г. Л. был награжден Нобелевской премией мира 1960 г. за усилия «по утверждению справедливости между людьми и народами». Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян заявил, что деятельность Л. характеризуется твердым и непоколебимым подходом: «Ни разу он не поддался искушению использовать насильственные средства в борьбе своего народа». Став первым лауреатом среди темнокожих африканцев, Л. принял Нобелевскую премию «как знак признания той роли, которую африканский народ играет в течение полувека в становлении общества, где статус человека определяют личные качества, а не раса». Л. назвал премию «демократической декларацией солидарности с теми, кто борется за расширение зоны свободы в нашей части света». Борьба не кончена, напомнил Л. аудитории. «Неотложной задачей для всех является возвращение доброго имени матери-Африки».

По возвращении в ЮАР Л. был встречен ликующей толпой, однако обратиться к ней с речью ему не разрешили; заточение в Гроутвилле возобновилось. Год спустя увидела свет его автобиография «Освободи мой народ» («Let my People go»). В соответствии с законом о саботаже книга была запрещена, Л. окончательно отлучили от публичных выступлений. Даже цитирование этой книги было серьезным преступлением. Зрение и слух Л. сильно ухудшились, и 21 июля 1967 г. при переходе через железнодорожный мост он был сбит поездом; от полученных повреждений Л. скончался. Девять дней спустя его похоронили в Гроутвилле.

http://idea-news.ru/laureaty/biografii-laureatov/al-bert-lut...

Дерек Уолкотт (1930)  Нобелевская премия по литературе 1992 "За яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии"

Поэт и драматург Дерек Уолкотт родился 23 января в 1930 г. в г. Кастро на острове Сент-Лусия (Вест-Индия), одном из островов Карибского бассейна. Он пишет на английском языке, иногда на диалекте креолов.
Юность Уолкотт провел на о.Тринидад, в 1953 г. закончил университет Вест-Индии, стажировался и работал в Англии. Ныне он профессор Бостонского университета, преподает литературу и писательское мастерство. Судьба его очень интересная, как могут быть интересными судьбы людей, которые выросли при колониальном режиме; крепкая пуповина, которая удерживает их с родной землей, но духовные устремления направлены к метрополии, где высший уровень интеллектуальной жизни и чей язык стал для него языком творчества. Это случается не со многими. В нашей памяти это случаи с В. Набоковим и И. Бродским, которые с блеском писали на английском. Но Уолкотт языком бывших колонизаторов прославил и уже увековечил в литературе уникальный, впятеро больше греческого, Карибский архипелаг, этот, по словам И. Бродского, "тигель рас, плавильный котел на север от экватора". И именно изгнанник из СССР, лауреат Нобелевской премии называл Уолкотта лучшим из поэтов, которые пишут на английском языке, удивляясь уникальной чувствительности поэта к языку В. X. Одена и Т. С. Элиота.
Хотя Уолкотт выдал на Тринидаде две книжки стихов в 1948 и 1949 г., по-настоящему он дебютировал сборником стихов "Посреди зеленой ночи" (1962, Лондон), которая удостоверила, что "человек окраин", житель архипелага стал вровень с лучшими поэтами бывшей метрополии. Именно тогда случился анекдотический случай, как на взгляд какого-то напыщенного "цивилизатора": Уолкотт отказался от британского гражданства и принял гражданство Сент-Лусии, острова, который имеет в диаметре 25 миль с населением 125 тысяч жителей. Он утверждал, что "его народ возникал как море, без названия, без горизонтов", и именно сейчас его нужно "зафиксировать на карте мира". После выхода книг стихов "Отверженный" (1965), "Залив" (1969), "Грозди моря" (1976), "Звездно-яблочное царство" (1979) он занял видное место не только в англоязычной, а и в мировой поэзии.
Большую популярность имеют также пьесы Уолкотта. Некоторые из них он писал стихами, некоторые — в классическом стиле, находя довольно нетрадиционные ходы. Так, например, в пьесе "Поминальный день" (1980) Уолкотт, выведя на сцену старого учителя, который раньше писал рассказы, инсценизировал два из них. Это произведение актуально и для нас, носителей остатков колониального сознания. События происходят на Тринидаде, который семь лет назад выборол независимость. Один из сыновей учителя тогда погиб, второй ушел от жизни в искусство. Остросюжетное произведение не обошло, вероятно, никакой проблемы, которые теперь актуальны не только на Тринидаде. Кажется, только расовая проблема, которая болезненная для Уолкотта, не такая важная для нас. А для него: "Остаться в пределах своей расы, не выйти за эти пределы даже во имя любви..." Сознание людей, которые борются за независимость, предчувствие эйфории от победы передает фраза о символике: "Британский лев приползет на коленах в тринидадском флажке!"
Мир тесный и земной шар совсем маленький... И именно творчество Уолкотта созвучно событиям, которые происходят в нас теперь. И еще одна параллель. Жители Уолкоттового архипелага со своей исторической наивностью восприняли фонарь каравеллы Колумба за свет в конце туннеля и дорого заплатили за свою ошибку: это был освещен вход в туннель.
Когда в 1984 г. вышел большой том стихов и поэм Уолкотта — критики говорили о сложности автора быть национальным поэтом, пользуясь языком бывшей метрополии. Действительно, Уолкотт презентует карибские реалии, карибское мировоззрение, интонации и мелодику народной музыки, языки с богатым культурно-историческим и литературным фоном. И главная тематика большинства произведений — утверждение национальной самобытности, осознание своего места в мире. Антиколониальная и антирасистская направленность произведений, присущая Уолкотту, сильнейшая.
Нобелевскую премию 1992 г. было присуждено Д. Уолкотту "за блестящий образец карибского эпоса "Омерос" в 64 разделах. Об эпическом могуществе таланта Уолкотта написано много, но истинным подвигом поэта было создание огромное стихотворного произведения "Омерос" (1990), где история Вест-Индии представлена во временном разрезе нескольких столетий, а отдаленным стимулом были произведения жителя другого, греческого, архипелага — "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Для конца столетия и тысячелетия большое эпическое произведение — большая радость, но Уолкотт осуществил этот настоящий подвиг. Еще раз зацитируем И. Бродского относительно земли, на которой родился Уолкотт: "ее открыл Колумб, колонизировали британцы и обессмертил Уолкотт".
В 2011 году Дерек Уолкотт стал лауреатом премии Элиота. Главная поэтическая награда Великобритании присуждена ему за сборник "Белые цапли". (Премия Элиота была учреждена в 1993 году на средства Валери Элиот, вдовы нобелевского лауреата 1948 года по литературе Томаса Стернза Элиота. Это одна из самых крупных поэтических премий в мире — ее денежная часть составляет 15 тысяч фунтов (24 тысячи долларов).) По словам председателя жюри, поэта Энн Стивенсон, ей и ее коллегам было не просто сделть окончательный выбор. В конце концов, они пришли к единому мнению: "Белые цапли" — волнующая, смелая и технически безупречная книга, написанная великим поэтом". Стоит отметить, что два стихотворения, вошедшие в сборник 81-летнего поэта, посвящены президенту США Бараку Обаме. http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=89

Вот список чёрных учёных и изобретателей: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_African-American_invent... 

http://www.infoplease.com/spot/bhmscientists1.html

Вместо послесловия.

26.03.2010 1:47:45

В США беатифицируют первого чернокожего священника

Католический архидиоцез Чикаго начал подготовку дела о беатификации Августина Толтона (1854-1897) - первого в истории страны чернокожего священника, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Благовест-инфо.
"Очень правильно, что во время Года священников мы вспоминаем наших предшественников, людей святой жизни, служивших в архидиоцезе", - заявил кардинал Френсис Джордж, архиепископ Чикагский.


Джон Августин Толтон родился в семье рабов в штате Миссури. В 1862 году его мать Марта Толтон вместе с детьми бежала от своих хозяев в штат Иллинойс - таким образом семья получила свободу. Ее муж бежал раньше, чтобы пойти добровольцем в армию и принять участие в Гражданской войне. В г. Куинси Августин поступил в католическую приходскую школу, однако уже через месяц был вынужден ее покинуть из-за угроз в адрес прихода - многие были недовольны тем, что в школу был принят черный ребенок. Через несколько лет мальчик поступил в школу при приходе св. Петра в Куинси, и смог закончить ее. Затем Толтон успешно учился в Колледже св. Франциска (ныне - Университет Куинси).
Настоятель храма св. Петра поддержал желание Толтона стать священником. Вместе они написали письма во все семинарии США с просьбой принять Толтона, но отовсюду получили отказ. Наконец, Августина согласились принять в семинарию в Риме, где готовили священников-миссионеров для Африки, и в 1880 году чернокожий юноша поехал в Рим. Шесть лет спустя в римской Латеранской базилике он был рукоположен.
Руководство семинарии приняло решение отправить его не в Африку, а обратно в Иллинойс, рассудив, что в Америке должен появиться первый чернокожий клирик. Вернувшись на родину, о. Толтон был назначен настоятелем церкви, большинство прихожан которой были черными. Священник попросил архиепископа направить его в Чикаго, чтобы служить в местной черной католической общине. Его стараниями в Чикаго появился католический храм св. Моники, который стал центром черного католицизма в городе. О. Августин умер в возрасте 43 лет от теплового удара, когда возвращался с духовных упражнений для священников.

Источник: Invictory.org



Картина дня

наверх