На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Судьба Варяга

1.     «К СТРОЕВОЙ НЕ ГОДЕН»
Крейсер 1 ранга «Варяг» появился на свет в Америке, на верфи Чарльза Крампа. Создавая для союзников боевой корабль, Крамп пообещал адмиралу Верховскому, что в случае использования свежего изобретения, паровых котлов системы Никлосса, крейсеру не будет равных в скорости хода…
Спущенный на воду 31 октября 1899 года, «Варяг» действительно поставил мировой рекорд для своего класса - 24,59 узла. Но уже во время следующего испытательного пробега пережил тяжелую аварию. Разорвало один из цилиндров его левой паровой машины. ЧП приписали низкому качеству отливки цилиндра. Но бесконечные неисправности буквально преследовали корабль. И в составе царского конвоя, где «Варяг» проходил первую морскую практику. И во время дипломатической миссии в Персидском заливе в 1901году. И по пути на Дальний Восток.
В Порт-Артуре инженер И.И. Гиппиус выявил причину этих злоключений: «Парораспределение рассчитано неверно еще на ранней стадии проектирования, и ошибка эта устранению не подлежит. Для того, чтобы рывковая подача пара не разрушила связи машин, необходимо постоянно поддерживать давление пара в системе не ниже 15,4 атмосфер. При этом безопасный предел давления в котлах, при котором не происходит разрывов трубок, составляет не более 14 атмосфер»...
Полноценный ремонт был невозможен в условиях отдаленного гарнизона. Командующий эскадрой адмирал О.В.Старк решил по весне отослать «Варяга» в Кронштадт. А до тех пор подыскать крейсеру место службы без нагрузки на ходовые системы. Например, пост дипломатического стационера на открывшейся в Корее международной конференции.
3. КАК НАЧИНАЮТСЯ ВОЙНЫ 
Послы великих держав решали вопрос, чья войсковая сила будет обеспечивать защиту Кореи от агрессивных поползновений ближайшего соседа – Японии. При каждой из делегаций состоял в охране боевой корабль. К моменту прибытия «Варяга» на рейде города Чемульпо находились: британский крейсер «Тэлбот», француз «Паскаль», итальянка «Эльба», американец «Виксбург», японец «Чиода»… 
…О том, что между Россией и Японией состоялся разрыв, русский посол в Корее Павлов «Варягу» даже не сообщил. Командир крейсера Всеволод Федорович Руднев услышал об отъезде японских дипломатов от офицеров «Паскаля», с которыми дружил. Павлов сообщение французов… категорически опроверг. И предписал «Варягу» и  состоявшей при нем в качестве курьера канонерской лодке «Кореец» «сохранять спокойствие».
Позже Руднев узнал, что к 25 января 1904 года русская миссия в Сеуле уже более недели не имела связи с Петербургом. Телеграф испортили японские шпионы. А Павлов, сохраняя при плохой игре традиционную чиновничью мину, не сказал Рудневу, что попросту не в курсе событий. После долгих уговоров посол лишь разрешил отправить в Порт-Артур «Корейца» - с частью документации с провалившихся переговоров…
В полдень 26 января «Кореец» вышел в море. Едва канонерка покинула пределы нейтральных вод, как горизонт впереди густо окрасился дымами. Навстречу двигался строй из шести крейсеров и трех десантных транспортов. «Чиода», накануне тайно покинувший рейд, привел целую эскадру во главе с опытным флагманом, ветераном японо-китайского конфликта «Нанивой». Слева кильватером тянулся отряд миноносцев. И третий в строю крейсер, «Асама», с расчехленными орудиями преградил ему дорогу.
«Кореец» бросился обратно в город. И, отгоняя миноносцы, пустившие торпеды, выстрелил из малокалиберного орудия. В дальнейшем это дало японским историкам право утверждать, что первый залп в русско-японской войне принадлежит российскому кораблю.
4. «В КРОВИ, ДЫМУ И РВАНОМ ЖЕЛЕЗЕ» 
Когда «Кореец» вошел в порт, японская эскадра ввалилась вслед за ним, не считаясь с присутствием нейтралов… Как только «Нанива» бросил якорь, «Тэлбот» вышел с ним на связь и заявил, что не допустит боевых действий в акватории города. В ответ получил ультиматум: взять своего посла и покинуть город. То же самое советуется и остальным стационерам, кроме русского. Потому что это – война! Война между Японией и Россией.
Утром 27 января 1904 года, 9 февраля по новому стилю, В.Ф. Рудневу была передана депеша следующего содержания: «В связи с началом боевых действий до полудня покиньте город со всеми вверенными вам силами. В противном случае, я буду обязан открыть огонь в порту». 
«Нанива» увел эскадру за остров Иодольми – готовиться к бою. Теперь Павлов опомнился и попросил «сделать что-то для спасения миссии». И «Варяг» сделал, что мог - ответил на вызов, поручив заботы о дипломатах нейтральному союзнику – «Паскалю». Пока «Варяг» и «Кореец» собирались в битву, посольские чины прибывали на борт французского крейсера.
В 11 часов 10 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря. Команды иностранных стационеров выстроились во фронт. «Мы салютовали этим героям, шедшим столь спокойно и гордо на верную смерть»...- Написал в своем дневнике командир «Паскаля» Виктор Сенэ. 
«Варяг» еще не покинул пределы нейтральных вод, а на фок-мачте «Нанивы» уже взвился флажный сигнал: «Предлагаю капитуляцию». Русский крейсер спокойно шел навстречу, держа скорость около 10 узлов. На флаги он не ответил. Поняв, что капитуляции не будет, японцы открыли огонь. 
Поле сражения представляло для «Варяга» узкий, обильный мелями фарватер от рейда Чемульпо до острова Иодольми. Японцы же маневрировали на открытом месте за островом. Одним из первых залпов был сорван верхний мостик «Варяга». Погиб персонал первой дальномерной станции  – во главе с младшим штурманом мичманом А. Ниродом. «Варяг» в это время вел огонь по наиболее сильному из противников – крейсеру «Асама». Остальные могли практически безнаказанно стрелять по русскому крейсеру. 
Восьмидюймовыми снарядами «Асамы» у «Варяга» выбило почти весь главный калибр. Орудийные расчеты понесли потери. «Кореец» в это время дрался против крейсера «Такачихо». Причем, канонерка вела сражение «всухую», нанося противнику безответные потери, японцы смогли добиться всего одного неопасного попадания в борт бака. 
В это время русский крейсер получает наиболее опасные раны: перебит привод руля, с левого борта пробоина на уровне третьего котельного отделения, вода подступает к котлам. В левом машинном – тоже затопления, через развороченный коридор гребного вала. После выхода из строя рулевой машины крейсер на сложном фарватере зацепил отмель, на несколько мгновений превратившись в неподвижную мишень. Результат – еще две опаснейшие пробоины ниже ватерлинии… 
Руднев принимает решение вернуться и повторить попытку прорыва вечером. «Кореец» прикрывает отход, и в этот момент обращает в бегство «Такачихо»... Каким должен быть огонь, чтобы заставить отступить японца, полагающего гибель в бою лучшей участью для воина?  
В книге «Боевые действия в 38 году эпохи Мэйдзи» утверждается, что «Огонь русских был не меток, и потерь мы не понесли»... Ложь! От иностранных стационеров известно, что «Асама» остался в результате сражения с половинным комплектом восьмидюймовых пушек, кормовая башня его выгорела, штурманский комплекс был уничтожен, на палубе отмечено до 8 очагов пожара. «Нанива» после сражения стоял за островом Иодольми с приспущенными флагами. Хоронил убитых. «Такачихо» был так избит, что не показывался никому на глаза, ушел домой, и даже был ошибочно указан как погибший на страницах английских газет. 
Без четверти часа пополудни «Варяг» из последних сил пересек границу нейтрального рейда у створового маяка Чемульпо.
5. «ПОГИБАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ» 
Осмотр повреждений показал невозможность повторного боя. Слово Виктору Сенэ: "Краска на корпусе обуглилась, обнажив борт в язвинах кровавой охры. Спардек изуродован. Плачевно отвисает перебитое крыло мостика, где погибли все находившиеся там офицеры. Из двенадцати шестидюймовых пушек относительно годны лишь четыре – да и то с условием починки. Число убитых и раненых составляет около трети команды. Насосы не справляются, и крейсер постепенно ложится на левый борт. Я прибыл с предложением освободить «Варяга» от раненых, чтобы он смог выйти на повторный прорыв, но увидев его состояние, понял: второго боя не будет... Он умирал у меня на глазах, и помочь возможно было только одним – дать приют его усталому экипажу». 
Иностранные стационеры послали к русским кораблям катера с медиками. Только «Виксбург» молча замер в глубине бухты, отрешенно наблюдая за происходящим. Четверых тяжелораненых пришлось перевезти в береговой госпиталь. И японцы, несмотря на формальное объявление пленными «всех находящихся здесь подданных России», моряков «Варяга» не тронули. 
Решение офицерского совета было простым и жестоким: чтобы избежать плена, уничтожить корабли.  В четыре часа пополудни «Кореец» ушел на фарватер – погибать. «Варяг» открыл кингстоны на месте своей стоянки… 
6. «ЗНАЧИТ, ВЫ СДЕЛАЕТЕ НЕВОЗМОЖНОЕ».
Японский контр-адмирал С. Уриу стал временным губернатором захваченного города. И сразу же распорядился… вызвать в Чемульпо водоотливные буксиры. Со спасателями приехал генерал-лейтенант С. Араи – специалист по подъемным работам. Обследовав крейсер на дне, он сообщил адмиралу, что эскадра «целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль». Уриу не подал виду, что это для него – новость. И подробно расспросил инженера о перспективах восстановления «Варяга». 
– Врожденный дефект ходовых систем, боевые повреждения. Крен – 90! Шансов мало! Даже если выдержит перегрузки при подъемной операции, поставить в строй будет невозможно, – сказал Араи. Адмирал посмотрел старому спасателю в глаза и со спокойствием истинного самурая ответил:
– Значит, Араи-сан, вам предстоит сделать невозможное. 
Водолазы демонтировали палубное оборудование «Варяга», сняли трубы, а потом землесосы вырыли в донном грунте углубление. Крейсер снесло течением в эту яму, и крен уменьшился до 25 градусов, открыв три пробоины из пяти. Сразу же на эти раны наложили парусиновые просмоленные пластыри, и буксир-спасатель «Сэнио-Мару» начал откачивать воду. Но через неплотности пластырей и многочисленные осколочные пробоины вода поступала вновь. Тогда Араи предложил собрать над палубой «Варяга» герметичный кессон, и на этом «поплавке» вытащить крейсер. На сей раз удача была на стороне японского инженера. «Варяг», столь долго отказывавшийся возвращаться к жизни, всплыл на поверхность. Спасательная операция обошлась японской казне в миллион иен, но император лично санкционировал выделение этих денег, когда получил от Уриу письмо с подробным описанием поведения противника в бою. Ремонт был долгим. Крейсер в первый раз вышел в море только в 1907 году. 
7. ВОЗВРАЩЕНИЕ
Прошло несколько лет, и бывшие противники стали союзниками по Антанте. Русский атташе в Японии А. Н. Воскресенский по приказу Николая II вел переговоры о выкупе кораблей, попавших в плен под Порт-Артуром и Цусимой. Японцы согласились вернуть только троих. И имя «Варяга» шло первым в списке кандидатов на возвращение. Можно долго спорить о том, стоило ли тратиться на выкуп искалеченного крейсера – с массой неустранимых последствий тяжелого боя и с дефектом ходовых систем, который так и не удалось исправить. Решение вернуть «Варяга» принималось по идеологическим соображениям, и вопрос, сможет ли он воевать, просто не ставился. 
Вместе с «Варягом» вернулись в Россию два броненосца – «Пересвет» и «Полтава». Сведения, что японцы решились на сложную операцию замены энергетики «Варяга» и установили ему котлы системы Майабара, не подтвердились. 
Долог путь по войне через три океана, в город Романов-на-Мурмане, нынешний Мурманск. Для кораблей дотурбинной эпохи подобная экспедиция сама по себе сродни подвигу. Сингапур, Коломбо, Сейшельские острова, Аден, Порт-Саид, Крит, Ла-Валетта на Мальте… На широте Плимута «Варяг» попал в полосу жестокого шторма. Размахи  качки достигали 40 градусов, от ударов волн вскрылся шов на месте давнего боевого повреждения, под котельные фундаменты стала поступать вода. К тому же приходилось идти скоростью всего в 8 узлов, под одной левой машиной – правая вышла из строя из-за дефекта цилиндрового штока… 
Утром навстречу британскому патрульному эсминцу из мутного штормового горизонта, шатаясь на зыби, выросла стальная тень. С креном градусов в десять, в клочьях сорванного такелажа… Эсминец заморгал сигнальным прожектором сквозь серую завесу дождя: «С кем имели бой»? И получил лаконический ответ, исполненный горьковатой иронии: «С океаном»! 
Под Мурманском вовсю бесчинствовали германские подлодки. Только осенью 1916 г. немцы потопили здесь 31 пароход. И именно на этом маршруте сгинул без вести английский броненосный крейсер «Хэмпшир», пытавшийся доставить в Россию на переговоры военного министра лорда Китченера… «Варягу» предстояло возглавить оборону этих вод.
8. ВЛАСТЬ МЕНЯЕТСЯ – РОДИНА ОСТАЕТСЯ
К концу зимы 1917 года «Варяг» был не в состоянии участвовать в войне. Новый ремонт? Но при слабости снабжения русских северных портов трудно было рассчитывать на полноценное восстановление. Русским дипломатам удалось договориться о ремонте «Варяга» на одной из верфей в Шотландии. А чтобы уход в разгар боевых действий не отразился на моральном состоянии экипажа, экспедицию оформили как назначение на дипслужбу. «Варяг» поступал в подчинение военного атташе Н.А.Волкова и должен был доставить к союзникам генерала А. Н. Меллера-Закомельского.
Впрочем, аккредитационные документы «Варяга» как стационера в Англии  утратили силу, когда накануне прибытия в Ливерпуль в трескотне ночного эфира радист Мартин Казеровский принял депешу об отречении Николая II.
Вечером следующего дня  «Варяг» вошел в док в Биркенхэде. Так бы и шел ремонт своим чередом, но временное правительство перестало перечислять английскому заводу деньги за долгую и сложную работу. 
Атташе Волков писал в Петроград: «Работа требует еще 12 месяцев. Состояние крейсера не допускает частичного ремонта, полумеры не спасут. Прошу указаний». И указания последовали. Новый морской министр приказал… заморозить работы. А часть экипажа отправить в Америку – забрать взятые по союзническому договору в Америке эсминцы. 
А потом пришел октябрь. И первым указом советской власти был Декрет о мире. Благо для разоренной войной державы. И злое вероломство с точки зрения бывших союзников. В ответ на выход России из войны лорд Керзон распорядился арестовать все российские корабли в британских водах…
8 декабря 1917 года в гавани Вест-Флоут, куда был переведен изгнанный из дока и неспособный самостоятельно передвигаться «Варяг», высадился десант английских морских пехотинцев. Русских моряков арестовали. Сулили английское подданство – в обмен на публичное выступление в газетах с осуждением Советской власти. Результата не добились. И в самом деле, первые законы нового правительства выглядят вполне справедливыми на вид, а как они будут работать – еще никто не знает. Так что, нет материала для критики! Власть меняется, а Родина остается!.. Тогда экипаж «Варяга» на португальском пароходе выслали из страны. А крейсер остался в Англии – под арестом. В середине 1918 года в газетах пущен был слух о гибели «Варяга» в Ирландском море - в шторм, при переводе из одной ремонтной акватории в другую. Начальник Морского штаба республики Е.А. Беренс, участник боя при Чемульпо, усомнился в этой информации. Отправил в Англию запрос и получил опровержение. Тем не менее, именно 1918 год указан как время гибели «Варяга» на страницах многих энциклопедий…
В действительности судьба корабля завершилась позже. Крейсер, стоявший в заброшенной акватории под городом Лендалфут, был выброшен на отмель в 500 метрах от берега. В немецком журнале «Schiffbau» от 23 сентября 1925 года капитан в отставке О. Мерсман поведал миру о последних днях русской легенды. Попытки снять крейсер с мели не удались, и в 1925 году англичане взорвали остатки корпуса при расчистке фарватера.  55° северной широты и 5° западной долготы – координаты его последнего приюта…
Виктор ВАЙГЕРТ
 

Картина дня

наверх