На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

В.Я. Пропп о смехе и смеховой культуре

 

Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Немного методологии

Насмешливый смех

Глава 2. Виды смеха и выделение насмешливого смеха

Глава 3. О тех, кто смеется и кто не смеется

Глава 4. Смешное в природе

Глава 5. Исходные наблюдения

Глава 6. Физическое существо человека

Глава 7. Комизм сходства

Глава 8. Комизм отличий

Глава 9. Человек в обличье животного

Глава 10. Человек-вещь

Глава 11. Осмеяние профессий

Глава 12. Пародирование

Глава 13. Комическое преувеличение

Глава 14. Посрамление воли

Глава 15. Одурачивание

Глава 16. Алогизмы

Глава 17. Ложь

Глава 18. Языковые средства комизма

Глава 19. Комические характеры

Глава 20. Один в роли другого.

Много шума из ничего

Другие виды смеха

Глава 21. Добрый смех

Глава 22. Злой смех. Смех циничный

Глава 23. Жизнерадостный смех

Глава 24. Обрядовый смех

Глава 25. Разгульный смех

Глава 26. Заключение. Дополнения и итоги

Глава 27. Вопросы мастерства

Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о царевне Несмеяне)

Комментарии

Текстологический комментарий

Ю. Рассказов. Проба смеха. (О морфологии комического В.Я. Проппа)

Список литературы

СОКРАЩЕНИЯ

Именной указатель


Владимир Яковлевич Пропп. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный
смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудов
В. Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю. С. Расскаэова.
— Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 288 с

Редактор: И. В. Пешков Художник: И. Е. Смирнова Компьютерный набор: Н. Е. Еремин
В очередной том полного Собрания трудов В. Я. Проппа входят его работы о смехе, впервые собранные вместе. Классификация видов смеха, осуществленная в — пусть незавершенной — книге "Проблемы комизма и смеха" признается одной из лучших в современной гуманитарной науке, а статья "Ритуальный смех в фольклоре" является связующим эвеном между этой, последней книгой Проппа и его классической дилогией о волшебной сказке.

© Пропп В.
© Издательство "Лабиринт", редактура, составление, указатель, оформление, 1999 г.

ISBN 5-87604-065-7 (т. 4) ISBN 5-87604.072

Начало формы

 
   

 

 

Конец формы

(Выкладываю небольшую главку):

Глава 25. Разгульный смех

До сих пор мы говорили о смехе как о чем-то едином по

степени интенсивности. Между тем смех имеет градации от

слабой улыбки до громких раскатов безудержного хохота.

Мы отмечали также известную сдержанность в применении

средств комизма. Выше, говоря о Гоголе, мы имели случай

наблюдать, что одна из проявлений силы и мастерства гого-

левского комизма состоит в некоторой сдержанности и в

чувстве меры. Наличие границ, некоторой сдержанности и

чувства меры, в пределах которых явление может воспри-

ниматься как комическое и нарушение которых прекращает

смех, - одно из достижений мировой культуры и литера-

туры. Но такую сдержанность ценили далеко не всегда и

далеко не везде.

Если нас сейчас привлекает наличие каких-то границ, то

некогда привлекало, наоборот, отсутствие границ, полная

отдача себя тому, что обычно считается недопустимым и не-

дозволенным и что вызывает громкий хохот. Такой вид сме-

ха очень легко осудить и отнестись к нему высокомерно-

презрительно. В буржуазных эстетиках этот вид смеха отне-

сен к самым «низменным». Это смех площадей, балаганов,

смех народных празднеств и увеселений.

К этим празднествам относятся, главным образом, масле-

ница у русских и карнавал в Западной Европе. В эти дни

предавались безудержному обжорству и пьянству и самым

разнообразным видам веселья. Смеяться было обязательным,

и смеялись много и безудержно. Этот вид веселья очень ра-

но проник в литературу Западной Европы. Самым замеча-

тельным представителем его был Рабле. В русской средневе-

ковой литературе эти празднества отражения не нашли, так

как по внешним формам эта литература носила клерикаль-

ный характер. Настоящий домен Рабле - смех безгранич-

ный и безудержный. Мы сейчас далеко не всегда положи-

тельно воспринимаем Рабле. Но дело науки не только в том,

165 

чтобы оценить, но прежде всего в том, чтобы объяснить и 
осмыслить. По примеру Бахтина этот вид смеха можно на- 
звать смехом раблезианским. Он сопровождается безудерж- 
ным чревоугодием и другими видами распущенности. Чре- 
воугодие мы осуждаем, и потому раблезианский смех нам 
чужд. Однако такое осуждение имеет не толы<о психологи- 
ческий, но и социальный характер. Оно характерно для та- 
кого слоя людей, которые знают, что такое хороший аппе- 
тит, но не знают и никогда не знали, что такое страшный и 
длительный голод.

На длительное голодание и недоедание было обречено ев- 
ропейское крестьянство всех стран, особенно в средние и 
следующие за ними века. С точки зрения этих слоев населе- 
ния, наесться и напиться досыта, до полного насыщения, до 
потери сознания, не признавая никаких ограничений и гра- 
ниц, — это не только не предосудительно, а наоборот- 
это великое благо. Такому чревоугодию предавались совме- 
стно, всенародно в дни больших празднеств. Эти празднест- 
ва сопровождались громким и торжествующим хохотом, Но 
это смех уже не насмешливо-сатирический, а совершенно 
иной; громкий, здоровый, безудержный, смех удовлетворе- 
ния. Ни одна из теорий комического, от Аристотеля и до 
наших курсов эстетики, к этому виду смеха не подходит.

Он выражает анималистическую радость своего физиологи- 
ческого бытия.

Неслучайно, что такому веселью предавались только в оп- 
ределенные сроки, преимущественно в период зимнего 
солнцеворота и на масленицу. Это остаток раннеземледель- 
ческих обрядовых празднеств, рассмотренных в предыдущей 
главе, проведение которых должно было помочь земле про- 
снуться к новой жизни и к новому рождению.

В раннем средневековье Новый год праздновался в день 
весеннего равноденствия. С перенесением празднования 
Нового года на сентябрь, а впоследствии — на январь, мар- 
товское праздничное веселье у нас было приурочено к мас- 
ленице, в Западной Европе — к карнавалу. Таково проис-

1бб

хождение повсеместного обычая безудержного чревоугодия накануне так называемого великого поста,

К этому надо прибавить, что некогда имелось поверье, ко торое гласило: «То, что ты делаешь в день Нового года, ты будешь делать весь год». Это так называемая «магия первого дня», Против такого суеверия восставал уже Иоанн Златоуст в Византии. По его словам, христиане «верят, что если про ведут новолуние сего месяца (т. е. января. — В. П) в до вольстве и веселье, то и целый год будет для них таким же»". Поверье это давно было забыто, а связанные с ним обычаи остались, так как отвечали потребностям народа.

В своей книге о Рабле М. М. Бахтин убедительно доказал, что образы Рабле, а также стиль и содержакие его творчест ва коренятся в народных празднествах, когда предавались безудержному веселью.

Обжорство — не единственный фактор раблезианского смеха, основанного на фольклоре. Выше мы говорили о том комизме, который определяется некоторой долей неприли чия. То, что в классической русской литературе подается за вуалированно, в фольклоре, а также у Рабле и в некоторой части западноевропейской средневековой литературы изо бражается не толы<о открыто, но с нарочитым подчеркива нием и преувеличением. Есть категории сказок, которые никогда не увидят света. Это так называемые «Заветные сказки». Афанасьев издал некоторые из них анонимно в Швейцарии.

В знаменитом сборнике Кирши Данилова есть веселые скоморошины, которые никогда не будут напечатаны. Спе циалистам они известны по рукописи и по научному изда нию, не поступившему в продажу. Белинский знал такие сказки по устному исполнению. О них он пишет в письме к Гоголю из Зальцбрунна: «Про кого русский народ рассказы вает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника».

12 Подробнее об этом см.: В. Я, Пропп. Русские аграрные праздники, с. 25 .

1б7

Во время народных праздников, на святках, на масленицу , на троицу, в Иванову ночь предавались разгулу. Допускае мая в эти сроки свобода также имела обрядово-магическое происхождение, как и неумеренность в еде. Полагали, что усиленная сексуальная активность способствует плодородию земли. Земля мыслится как рождающая мать, пахота и по сев ассоциируются с тем, как зарождается жизнь живых существ. Соответствующие факты хорошо известны в этно графии, и здесь нет необходимости их приводить и повто рять. От античных дионисий и сатурналий до европейских народных празднеств, не всюду исчезнувших и поныне, тя нется одна линия развития. Разгул сопровождается хохотом и весельем, которому также приписывали магическое воз действие на природу: от смеха расцветает земля. Этот вид смеха также имеется у Рабле, о чем М. М. Бахтин пишет следующим образом: «В произведении Рабле обычно отме чают исключительное преобладание материально-телесного начала жизни: образов самого тела, еды, питья, испражне ний, половой жизни» (Бахтин, 48).

Мы знаем теперь, почему это так. Но происхождение это го вида смеха не объясняет сохранность и длительность его жизни в народной среде. Историко-этнографические основы были давно забыты: празднества остались не потому, что им приписывалось влияние на урожай, а потому, что они дава ли исход веселья и радости жизни. Но были и другие при чины, почему эти празднества так долго держались. Празд ничный разгул и смех были некоторым проявлением про теста против угнетающей аскетической морали и несвободы, налагаемых церковью и всей совокупностью социального строя феодального средневековья. Недаром в русском фольклоре подобные сказки рассказывались преимуществен но о попах, как это отметил и Белинский. Бахтин говорит: «Целый необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему типу) культуре церковного и феодального средневековья»; «Смех, вытесненный в середине века из официального культа и ми ровоззрения, свил себе неофициальное, но почти легальное

1б8


гнездо под кровлей каждого праздника» (Бахтин, 6, 92). «Понимали, что за смехом никогда не таится насилие, что смех не воздвигает костров, что лицемерие и обман никогда не смеются, а надевают серьезную маску, что смех не созда ет догматов и не может быть авторитарным, что смех знаменует не страх, а сознание силы... Поэтому стихийно не доверяли серьезности и верили праздничному смеху» Все эти явления ставили в тупик буржуазных эстетиков, которые относились к ним с величайшим презрением, но не могли их объяснить. Одна из попыток объяснения принад лежит Фолькельту и сводится к тому, что, смеясь над непри личием, мы избавляемся от животного начала, Эта теория явно идет об аристотелевской теории катарсиса — очище ния ослабления напряжения, которым он объясняет воз действие на нас трагедии. Учение о трагедии механически применено к комическому. Выше была сделана попытка объяснить все виды комизма, связанные с вниманием к че ловеческому телу. Рассмотрено также было комическое пре увеличение — гипербола. Гипербола в применении к физио логии человеческой жизни имеет, как мы видели, глубокие ритуальные корни. В одних социальных слоях, в одну эпоху эта гипербола в применении к явлениям физиологии усили вает смех, про буждая в человеке радость своего телесного бытия, в других же социальных слоях и в другие эпохи та кое преувеличение физиологических начал смеха уже не возбуждает.

 

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/propp/

 

 

Картина дня

наверх