Этносы

4 453 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Шалева3 февраля, 19:44
    Автор пишет, что слово "бурный", как производное Буров - поселенцев из Голландии. А может наоборот --- Буры от слова ...Буры как нация.На...
  • Нина Шалева3 февраля, 19:40
    Как ни странно, везде одно и то же. Манделла коренной житель Африки, африканец. Но почему то никто не берет в расчет,...Буры как нация.На...
  • Нина Шалева3 февраля, 19:25
    Почему то коренное население негров считалось, как стадо туземцев. Аборигены. Самые первые истребители негров были им...Буры как нация.На...

Яначары в истории и в культуре

Яначары в истории и в культуре

Яначары - (еничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 14-19 вв.

Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акнджи  (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1965 г. Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8—16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румплии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Яначары в истории и в культуре

Яначары патрулируют улицы Стамбула.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Тем самым власти решали и внутриполитическую задачу: создавали мощный противовес влиянию поместного войска (сипахи).

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи  были освобождены от девширме. Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы-мусульмане тоже добились от султана  права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 г. было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. 

Яначары в истории и в культуре

Султан Махмуд II с янычарами.

Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 г. янычары начинают брать и детей мусульман.

С конца 16 – начала 17 в. постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, например,  1622 и 1807 г.).

Яначары в истории и в культуре

Янычары во время осады Родоса.

Наконец, в 1826 г. корпус янычар был официально упразднен  указом султана Махмуда II, а бунт возмущённых указом янычар был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в учебные корпуса, где они не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 г. в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 г. корпус открылся для добровольцев-мусульман.

  • Основные функции вполняемые янычарами: завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана;
  • городская полиция.
  • Яначары в истории и в культуре
  • Ага янычар.

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак«ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбашии кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовалИстанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем былбейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечалталимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, былиРумели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе),Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую ортасолдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-ортасуществовали следующие чины:сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу(букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам,байрактар (знаменосец),векильхарч (квартирмейстер),одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). 

Яначары в истории и в культуре

Яначарский офицер.

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак«ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбашии кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовалИстанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем былбейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечалталимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, былиРумели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе),Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую ортасолдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-ортасуществовали следующие чины:сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу(букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам,байрактар (знаменосец),векильхарч (квартирмейстер),одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). 

Яначары в истории и в культуре

Янычарский офицер. Рисунок Джентиле Беллини. конец 15 в.

Оружие янычара с 1826 г. (после разгона янычарского корпуса)

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена изшерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех, однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались разные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы,бедрыши, алебарды,гвизармы), а также пистолеты (с 17 в.). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой котел (казан-и шериф).

 

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части[1]. Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом; в частности, войсковые барабаны были турецкого образа.

 

Образ янычар нашел разное и яркое отражение в русской культуре. Пушкин в своих «Подражаниях Корану» противопоставляет янычар как носителей воинской доблести и нравственности погрязшим в роскоши и изнеженности жителям «отрекшегося от Пророка» Стамбула, откуда на янычар начались гонения:

А.С. Пушкин.

Стамбул гяурынынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия спящего, раздавят
И прочь пойдут — и так оставят.
Стамбул заснул перед бедой.

Стамбул отрекся от пророка;
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил —
Стамбул для сладостей порока
Мольбе и сабле изменил.
Стамбул отвык от поту битвы
И пьет вино в часы молитвы.

Там веры чистый луч потух:
Там жены по базару ходят,
На перекрестки шлют старух,
А те мужчин в харемы вводят,
И спит подкупленный евнух.

Но не таков Арзрум нагорный,
Многодорожный наш Арзрум:
Не спим мы в роскоши позорной,
Не черплем чашей непокорной
В вине разврат, огонь и шум.

Постимся мы: струею трезвой
Одни фонтаны нас поят;
Толпой неистовой и резвой
Джигиты наши в бой летят.
Мы к женам, как орлы, ревнивы,
Харемы наши молчаливы,

Непроницаемы стоят.

Алла велик!
       К нам из Стамбула
Пришел гонимый янычар.
Тогда нас буря долу гнула,
И пал неслыханный удар.
От Рущука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи,
Скликая псов на праздник жирный,
Толпой ходили палачи;
Треща в объятиях пожаров,
Валились домы янычаров;
Окровавленные зубцы
Везде торчали; угли тлели;
На кольях, скорчась, мертвецы
Оцепенелые чернели.
Алла велик. Тогда султан
Был духом гнева обуян.

 

А почти полтора столетия спустя в «Болгарских стихах» А. Вознесенского запечатлелся другой образ, навеянный старинными песнями и легендами о «налоге кросью»:

 

 
  • А. Вознесенский.

Старая песня

По деревням янычары детей отбирают

 

Пой, Георгий, прошлое болит.
На иконах — конская моча.
В янычары отняли мальца.
Он вернётся — родину спалит.

Мы с тобой, Георгий, держим стол.
А в глазах — столетия горят.
Братия насилуют сестёр.
И никто не знает, кто чей брат.

И никто не знает, кто чей сын,
Материнский вырезав живот.
Под какой из вражеских личин
Раненая родина зовёт?

Если я, положим, янычар,
Не свои ль сжигаем алтари?
Где чужие — можем различать,
Но не понимаешь, где свои.

Вырванные груди волоча,
Остолбеневая от любви,
Мама, отшатнись от палача.
Мама! У него глаза — твои.

 

<1968>


  • Для интересующихся более глубоко можно почитать:
  • Введенский Г. Э. «Янычары». Санкт-Петербург, Издательство «Атлант», 2003. — 176 с.
  • Николле Д. «Янычары» М., «АСТ», 2004 г.
  • Иногда янычар сравнивают с казаками, иногда противопоставляют. Об этом можно почитать здесь:
  • Чухлиб Т. «Казаки и янычары».  Киев, «Изд. дом Киево-Могилянская академия», 2010. — 446 с.

Картина дня

наверх