Нынешний Венецианский кинофестиваль 73й по счету, хотя история этого кинофорума превышает 80 лет. Об основных событиях из жизни одного из самых значимых явлений мировой киножизни мы попытаемся рассказать здесь:
Начало
БЕНИТО МУССОЛИНИ (1883–1945)
Свой отсчет фестиваль ведет с 1932 года, когда Италия находилась под властью фашистского диктатора Муссолини.
Как всякий тиран, он не прочь был ощутить себя покровителем искусств, важнейшим из которых, как мы знаем, является кино. Фестиваль задумывался самый демократический, с прибытием в гости самых разнообразных флагов независимо от политической ориентации их носителей. Поначалу все шло действительно неплохо. Международная кинематографическая общественность с радостью привезла в Венецию самые свежие новинки. Были гости из Франции, Германии, США и коммунистической России. Всего в первом фестивале приняло участие 29 полнометражных картин из 9 стран. Первый форум прошел настолько успешно, что во второй раз в 1934 году собрались кинематографисты уже из 17 стран мира, привезя с собой 40 полнометражных фильмов. Программы из СССР и США были признаны лучшими и удостоились высшей награды. Однако чем дальше, тем демократии становилось все меньше. Муссолини все чаще стал вмешиваться в процесс присуждения наград, и в конечном итоге главный приз стали получать только фильмы «правильной» идеологической направленности из «правильных» стран Италии и Германии. Но нет худа без добра. К 1938 году подобная политика окончательно разозлила мировое сообщество, и было решено организовать новый кинофорум в свободной от произвола стране. Выбор пал на французские Канны. Так, благодаря неугомонному характеру итальянского дуче, мир обрел два самых престижных кинофестиваля в мире.
Награда
ЗОЛОТОЙ ЛЕВ, СИМВОЛ ВЕНЕЦИИ. БАРЕЛЬЕФ НА СОБОРЕ СВЯТОГО МАРКО
Поскольку основателем фестиваля стал дуче, то не удивительно, что первоначально главный приз фестиваля был скромно назван «Кубком Муссолини». В 1945 году дуче не стало, и пару лет вручали приз с безликим и длинным названием «Большой международный приз Венеции». Наконец, в 1949 году фестиваль обрел свою окончательную награду. Золотой крылатый лев, символ Венеции, стал также и символом фестиваля. С 1969 по 1979 год его, правда, не вручали, но с 1980 года «Лев» прочно занял свое заслуженное место среди мировых кинематографических регалий. Абсолютным рекордсменом по количеству «Золотых львов» остается Франция (14 наград), на втором месте с большим отрывом хозяйка Италия (девять «Львов»), на третьем месте с семью наградами США. Популярны в Венеции азиатские кинематографисты. По три льва имеют Япония и Тайвань, четыре статуэтки у Китая. По четыре награды также у России/СССР и Германии. Есть еще «Серебряный лев», он вручается не фильму, а режиссеру, и Кубок Вольпи за лучшую мужскую и женскую роли.
Лауреаты
СЭР ЛОУРЕНС ОЛИВЬЕ В РОЛИ ГАМЛЕТА (1948)
К отбору лучшего фильма в Венеции подходят, пожалуй, еще тщательней, чем в Каннах. Три «Золотых льва» увезти с фестиваля не удавалось ни одному режиссеру. Да и двукратных лауреатов этой премии всего четверо: французы Андре Кайат и Луи Маль, а также китайцы Чжан Имоу и Энг Ли.
Имена фильмов победителей, как правило, мало что говорят массовому зрителю. По большей части это элитарное, самоуглубленное кино, требующее серьезной подготовки для восприятия. Однако кое-какие из этих фильмов на слуху. К таким следует отнести фильмы «Гамлет» Лоуренса Оливье (1948 год), «Расемон» Акиро Куросавы (1951), «Дневная красавица» Луиса Бонюэля (1967) с блистательной Катрин Денев в главной роли. Отметим также «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда (1990), «Три цвета: синий» Кшиштофа Кеслевского (1993) и скандальную «Горбатую гору» Энга Ли (2005).
Наши
«ИВАНОВО ДЕТСТВО» АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО (1962)
Венеция более благосклонна к российским кинематографистам, нежели Канны. Если во Франции нам удавалось лишь дважды праздновать победу, то в Венеции на счету советских и российских кинематографистов четыре высшие награды. Это «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962), «Урга — территория любви» Никиты Михалкова (1991), «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) и недавний «Фауст» Александра Сокурова (2011). Всего же отечественные кинематографисты на форуме были отмечены более 30 раз. Среди обладателей различных призов классика отечественного кино «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Гамлет» Григория Козинцева, «Весна» Григория Александрова, с детства знакомые «Садко» Александра Птушко, «Морозко» Александра Роу, «Дикая собака Динго» Юлия Карасика. Из наших актеров премии в свое время получали Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Ксения Раппопорт.
Жюри юбилейного фестиваля , состоявшегося в 2013 году возглавлял Марчелло Мастрояни
Свежие комментарии