На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Русины в истории ( продолжение)

Русинские села в долине р. Ославы возле местечка Команчи создали Команчскую Республику, которая продержалась два месяца и пала под ударами польских войск в конце января 1919 г. С 5 декабря 1918 по конец марта 1920 г. просуществовала Русская Народная Республика лемков (130 сел) с центром в с. Флоринка. В феврале 1919 г. была провозглашена Гуцульская Республика (столица - с. Ясиня), которая контролировала большую часть Марамуреша. Румынские войска ликвидировали Гуцульскую Республику и оккупировали подкарпатские территории на восток от Мукачева. В ноябре 1918 г. 10 тыс. русинов, живших на юге бывшего Венгерского королевства в Воеводине (Бачка), оказались в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия). В 1919 г. Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословакии в качестве автономной единицы со своим гербом, гимном, флагом.
 
В Восточной Галиции в 1918 г. была провозглашена Западноукраин-ская Народная Республика (ЗУНР), и создана Галицкая армия (не путать с отрядами сечевых стрельцов (около 3,5 тыс. человек) под командованием атаманов Е. Коновальца и А. Мельника, подчинявшихся Директории). Польские войска, пользуясь поддержкой Антанты, вытеснили Галицкую армию на территорию бывшей Российс-
 
47
кой империи. В ноябре 1919 г. Галицкая армия (около 50 тыс. солдат) перешла под командование объединенных сил Юга России. Галицкая армия, по свидетельству А.И. Деникина, «сохранила до конца дисциплину и полную лояльность. Но потрясенная морально, изможденная физически, страшно нуждающаяся, имевшая до 10 тысяч больных тифом, в тот краткий срок, который был предоставлен развертывающимися событиями, армия не могла вернуть своей боеспособности». В начале 1920 г. соединения Галицкой армии перешли на сторону советских войск, были включены в состав 12-й и 14-й советских армий и приняли участие в войне с поляками. Летом 1920 г. Красная Армия вступила на территорию Восточной Галиции. Был создан Галицкий революционный комитет (Галревком). Началось формирование Гали-цийской Красной Армии (ГКА).
 
 
Источник: Талергофский альманах.Пропамятная книга австрийских же-стокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Выпуск первый. Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 гг. Львов, 1924.
 
В сентябре 1920 г. Польша вновь оккупировала Восточную Галицию, ГССР перестала существовать. По условиям Рижского договора 18 марта 1921 г. территория Восточной Галиции отошла к Польше. Русинское население Галичины не признавало польские власти законным правительством, бойкотировало перепись 1921 г., выборы в польский Сейм в 1922 г. Судьба Галичины была решена в 1923 г. на конференции послов в Париже, где было принято решение присоединить Галицию к Польше с условием наделения ее правами автономии. Последнее польскими властями так и не было выполнено. Политика полонизации, игнорирования прав русинов, тяжелое экономическое положение привели к росту политического террора со стороны ОУН. Одним из организаторов ОУН и ее руководителем стал Е. Коновалец, бывший офицер австрийской армии, который участвовал в создании вооруженного австрийского воинского формирования «Украинские се-чевые стрельцы» и «Галицко-буковинского куреня» Центральной Рады, перешедшего затем на сторону Директории. Идеи радикально настроенных украинских националистов находили отклик среди молодежи24.
 
Таким образом, после окончания первой мировой войны и гражданской войны в России населенные русинами земли вошли в состав Румынии (Марамуреш, Бессарабия), Польши (Галичина), Чехословакии (Подкарпатская Русь), Югославии (Воеводина). Много русинов оказалось на территории СССР. В 20-30-е гг. XX в. русинское движение в Подкарпатской Руси (Чехословакия) и Галичине (Польша) постепенно набирало силу, несмотря на поддержку чехословацкой и польской администрациями курса украинизации.
 
Хотя русинское движение Галичины вышло из эпохи первой мировой войны обессиленным и обескровленным, в 1921 г. создается галицко-русская политическая организация - Русская народная организация (с 1928 г. - Русская селянская организация). В 1928 г. она насчи-
 
48
тывала 80-100 тыс. человек. В 1919 г. возобновило свою деятельность Общество им. М. Качковского. К 1929 г. оно насчитывало 4614 членов (до войны в его рядах было около 12000 чел.). Также снова начинают работать Общество русских дам (1922), студенческое общество «Друг» (1929), «Русская школа» (1923) и т.д. Из периодических изданий выходили еженедельник «Земля и воля» (орган Русской селянской организации), «Русский голос», «Кооперативный вісник», «Временник» Ставропигиона. Талергофская трагедия обескровила галицко-русское движение и в то же время стала священным символом мученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выходить «Талергофский альманах». В 1934 г. был проведен Талергофский съезд, собравший 15 тыс. участников. На Лычаковском кладбище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. Работа русских галичан велась несмотря на польский националистический прессинг и нажим украинских на-ционалистов25.
 
С 1926 г. начинается массовый переход лемковских сел в православие. Как свидетельствует П. Магочий, третья часть лемковского населения приветствовала процесс возвращения к православию. В 30-е гг. польские власти позволили лемкам ввести в ряде школ преподавание на лемковском наречии и основать лемковские общественные и культурные организации26.
 
Подкарпатская Русь в составе Чехословакии была разделена -Пряшевская Русь (250 тыс. русинов) стала частью Словакии. На все посты в администрации Подкарпатья назначались чиновники чехи. Несмотря на это уже в 1921 г. из 530 школ 357 были русскими, наряду с венгерскими (118), немецкими (9), смешанными (17) школами27. В 20-30-е гг. XX в. из 47 политических партий Подкарпатской Руси различной политической ориентации (прочешской, провенгерской, сионистской, пронемецкой, проукраинской, прорусской, коммунистической) 17 были русофильскими. Они выпускали 7 газет28.
 
В начале 1920 г. православное движение охватило всю Подкарпатс-кую Русь. В нем приняло участие около 50 тыс. чел. В 1928 г. была создана Мукачево-Пряшевская епархия под юрисдикцией Сербской православной церкви. С переходом в православие верующие потеряли свои храмы, приходские дома и церковное имущество и вынуждены были строить новые. До 1936 г. было построено более 150 храмов29.
 
После Мюнхенского соглашения (29.09.1938 г.) Национальное собрание Чехословакии приняло под давлением Германии закон «Об автономии Словакии и Подкарпатской Руси». Премьер-министром последней был назначен украинский националист А. Волошин. 15 марта 1939 г. была провозглашена независимость «Карпатской Украины». В этот же день Венгрия предъявила ультиматум о передаче власти вен-
 
49
герским военным органам. 16 марта Волошин с ближайшими сподвижниками эмигрировал в Германию. К 18 марта венгерские власти полностью установили контроль над всей территорией края. Была создана так называемая Карпатская территория, делившаяся на три административные единицы. Государственными языками были объявлены венгерский и «угрорусский» (русинский). Венгерские власти поощряли политику ускоренного формирования «угрорусинского народа». На русинском языке выходило 16 провенгерских газет, издавались учебники и книги на русинском языке.
 
 
Переселение лемков-русинов из Польши в Советский Союз в 1945-1946 гг.
 
Источник: Маґочій П. Народ нивыдкы. Ілустрована історія карпаторусинов. Ужгород, 2007.
 
После освобождения Подкарпатской Руси от немецко-венгерских захватчиков под контролем советских политических органов был со-
 
50
зван первый (и последний) съезд народных комитетов «Закарпатской Украины», который принял манифест «О воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1946 г. автономная провинция Чехословацкой Республики - Подкарпатская Русь - стала Закарпатской областью Украинской ССР.
 
4 февраля 1945 г. в Мармарош-Сигете (Румыния) состоялся съезд народных комитетов округа, созванный по инициативе 17 русинских сел. 426 делегатов съезда приняли петицию о воссоединении с «Закарпатской Украиной». В мае 1945 г. представители советской военной администрации под угрозой ареста потребовали роспуска окружного народного комитета и передачи всей власти румынским влас-тям30.
 
В сентябре 1939 г. Галичина была присоединена к СССР и включена в состав Украинской ССР. С этого момента прекратили свое существование все галицко-русские (русинские) организации. Советской властью был проигнорирован тот факт, что даже во время переписи, проводившейся польскими властями в 1931г. , 1196855 галичан обозначили свою национальную принадлежность как «русские»31. В годы второй мировой войны ни один русский галичанин не запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами. В то же время немало из них пострадало именно из-за своей русскости32. Когда 30 июня 1941 г. батальон «Нахтигаль», сформированный немцами из украинских националистов, ворвался во Львов, он принял участие в устроенной немцами резне мирного населения, во время которой погибло около 3000 человек, среди которых были не только евреи и поляки, но и русины. Политическое руководство батальоном осуществлял офицер абвера украинский националист Роман Шухевич. Впоследствии он стал командующим УПА. В октябре 2007 г. Р. Шухевич стал «Героем Украины».
 
В результате «выравнивания» границ с Польшей после войны и «обмена» населением больше всего пострадали русины. Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. В 1945-1946 гг. в СССР были репатриированы 518,2 тыс. человек, в том числе 481 тыс. русинов и 37 тыс. белорусов. Все они были расселены по разным населенным пунктам. Оставшихся в Польше русинов ждала трагическая судьба -под предлогом того, что на Лемковщине действовали бандеровцы (на этой территории также действовали отряды польской Армии Крайо-вой, терроризировавшие местное русинское население), весной 1947 г. органами госбезопасности Польши была проведена операция «Висла». 120 тыс. лемков были выселены в разные районы Западной Силе-зии. В результате горные районы Бещад и Низких Бескид и южная часть Пшемысловского повята обезлюдели. В Бещадах, например,
 
51
район площадью 1,5 тыс. км2, на котором было расположено свыше 70 сел, оставался вплоть до 1956 г. необитаем. В свою очередь поляки-репатрианты из СССР изменили демографическую ситуацию в некоторых пограничных районах на востоке Польши, например, в районе города Хелм (Холм, бывшая столица Галицко-Волынского княжества) или в городе Пшемысль (бывший русский Перемышль), где они составили около 25% населения33.
 
Несколько иной была судьба русинов Буковины и Бессарабии, оказавшихся в 1918 г. в составе Румынии. В январе 1919 г. в местах компактного расселения русинов произошло Хотинское восстание. Помимо русинов и молдаван в нем приняли участие представители других национальностей. Боясь волнений в Северной Буковине, румынские власти ввели здесь осадное положение. В ноябре 1919 г. в Черновцах против румын восстал 113-й Буковинский полк, состоявший в основном из русинов. Эти и последующие выступления были жестоко подавлены румынскими властями.
 
Несмотря на попытки насильственной румынизации Бессарабии, румынская сигуранца в 1933 г. признала: «Бессарабская душа, которая все еще живет видением старой России, не может быть достаточно близкой национальным устремлениям объединенной Румынии».
 
В августе 1940 г. Северная Буковина и Бессарабия вошли в состав СССР. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. К ней отошла большая часть Хотинского уезда Бессарабии. Также к Украине отошли Аккерманский, Измаильский уезды34. 2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав Молдавской ССР были включены: город Кишинев, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Кагульский, Кишиневский, Оргеевский, Сорокский), а также город Тирасполь и 6 уездов из бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тираспольский)35.
 
Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР была создана в 1924 г. из политических соображений. В состав МАССР вошло 11 районов левобережья Днестра. Ее столицей сначала была Балта, а с 1929 г. - Тирасполь.
 
Остальные районы МАССР, а также Аккерманский, значительная часть Измаильского и Хотинского уездов Бессарабии отошли к Украинской ССР. Позже, в ноябре 1940 г., Украинской ССР отошел 61 населенный пункт с населением 55 тыс. человек (46 населенных пунктов Бендерского уезда, 1 населенный пункт Кагульского уезда, 14 населенных пунктов бывших районов МАССР). К Молдавской ССР отошло 96 населенных пунктов с населением 203 тыс. человек (76 - Хо-
 
52
тинского уезда, 6 - Измаильского и 14 - Аккерманского уездов). Изменения мотивировались тем, что в населенных пунктах, переданных Молдавской ССР, преобладало молдавское население, а в переданных Украинской ССР — украинское, болгарское и русское население36.
 
После второй мировой войны территориальное деление не изменилось.
 
Начиная с 50-х гг., русинская тематика стала табуированной. Историки при изложении событий старались не упоминать данный этноним, иногда замалчивая целые пласты истории, к примеру, геноцид русинов в годы первой мировой войны, когда русинов убивали только за то, что они считали себя русскими; насильственное переселение русинов-лем-ков в ходе операции «Висла» и т.д. В «Истории Молдавской ССР» (Кишинев, 1984 г.) русинам посвящено всего несколько строк (без упоминания названия). В них говорилось, что здесь сохранилось и позже еще переселилось древнерусское население, большая часть которого была ассимилирована волохами. Хотя русины играли значительную роль в образовании Молдавского княжества, составляя значительную часть населения. А к началу XX в. они составляли 1/8 часть населения Бессарабской губернии.
 
После распада Советского Союза и образования новых центрально-европейских государств началось новое русинское возрождение. Правда, несколько раньше оно началось у лемков Польши. В 1979 г. они организовали первый культурный фестиваль «Ватра» в тех районах, куда их выселили польские власти, а с 1983 г. проводили его в селах самой Лемковщины. После 1989 г. возникли русинские организации на Украине, в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии, Югославии, стали выходить газеты и журналы: «Русин», «Народны новинкы», «Info Русин» (Словакия), «Подкарпатська Русь» (Украина), «Бесіда» (Польша), «Ру-синськый світ» (Венгрия), «Руске слово», «Руснак» (Сербия), «Руська віра» (Румыния) и т.д. Многие издания имеют свои сайты в Интернете, на которых размещены электронные версии изданий. С 1992 г. проводится Всемирный конгресс русинов. Сегодня русины официально признаны в Словакии, Польше, Чехии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Румынии. В Венгрии в 32 населенных пунктах действует русинское самоуправление. В Румынии русины имеют своего депутата в парламенте. Официально признав русинов национальным меньшинством, правительства вышеперечисленных стран (кроме Украины) оказывают им финансовую поддержку. Русинский язык стал учебным предметом в начальных и средних школах Польши, Словакии, Венгрии, Сербии. 7 марта 2007 г. сессия Областной рады Закарпатья признала русинов коренной национальностью края.
 
В конце 2003 г. была создана этнокультурная организация русинов
 
53
Молдавии - Общественная организация «Русь» (с 2007 г. - Общественная ассоциация «Русь»). С 2005 г. она выпускает Международный исторический журнал «Русин», получивший благословение перво-иерарха Русской православной церкви за границей митрополита Лавра, русина родом из Словакии. Электронные версии журнала размещены на сайте «Русины Молдавии» - http://rusyn.md. Благодаря нашей деятельности в научный и общественный оборот возвратились этнонимы русин, руснак, активизировалась разработка научной истории Молдавии и русинов.
 
В последние годы в разных странах вышло немало исследований по истории русинов. Среди них: Н. Пашаева. «Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв.» (Москва, 2001, второе издание -Москва, 2007); «Русская Галиция и «мазепенство» (Москва, 2005); «Русини. Руснаци. Ruthenians. 1745-2005» (Нови Сад, Сербия, 2006); Л. Медеши. «Руска традиция» (Нови Сад, 2007); И. Поп, Д. Поп. «История Подкарпатской Руси» (Ужгород, 2005); И. Поп. «Энциклопедия Подкарпатской Руси» (Ужгород, 2006) и др. Немало литературы, статей и другой полезной информации размещено на сайтах Малорусская народная историческая библиотечка (http://mnib.malorus.org)

Картина дня

наверх