На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ИЗ "ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ" ГЕОРГА ВЕБЕРА

 

Общественная земля и аграрный закон

 

 

 

Общественная земля

1. Тот Спурий Кассий, который заключил мир с латинами, предложил первый аграрный закон и тем дал первый толчок к аграрной борьбе, имевшей сильное влияние на развитие римских учреждений. Мы видели, что большие пространства римской пахотной и пастбищной земли не были розданы в частную собственность, остались государственным имуществом, «общественной землею»; количество её с течением времени значительно увеличилось новыми завоеваниями.

Когда римляне покоряли область, то оставляли присоединяемым к римскому государству прежним жителям только часть их земли; другую часть её они раздавали мелкими участками селившимся там римским колонистам (колонам); это называлось раздачею земли по участкам (assignatio); но обе эти части составляли только меньшую половину присоединяемой области: большая половина её оставалась неразмежеванною общественною землею (ager publicus), собственником которой было государство, а владение (possessio) и пользование (usus) этою землею патриции считали исключительным правом своего сословия. Причины того, что большая часть завоеванной земли оставлялась не розданной колонистам, могли быть различны: это было владение непрочное, оно легко могло быть утрачено при неудачной войне; еще легче могла эта земля сделаться театром войны и быть опустошена; при тогдашних способах измерения земли размежевание больших пространств на участки не могло производиться быстро; притом по римскому земельному устройству каждая триба, курия и даже каждый род имели свой особый замкнутый округ; вероятно, эти и тому подобные обстоятельства были причинами того, что у римлян установилось правило, оставлять большую часть завоеванной земли непроданной и не розданной в частную собственность, предоставлять ее до дальнейших распоряжений только в пользование желающим. Они брали ее в свое пользование без всякого государственного утверждения простым «занятием» (occupatio); но, вероятно, при этом соблюдался какой-нибудь обычный порядок, или делалось какое-нибудь соглашение между патрициями. Таким образом это было фактическое владение и пользование, но не юридическое право собственности; законным собственником оставалось государство, которое могло,когда захочет, взять обратно у владельца занятую им землю и дать ей какое угодно употребление; но против самовластного отнятия каким‑нибудь частным лицом владелец был охраняем государственною властью; существовал закон, воспрещавший частным лицам мешать владельцу общественной земли пользоваться ею, если она занята им правильно. Этот закон, называвшийся поссессиональным интердиктом, делал владение общественною землею очень прочным, похожим на собственность. Владелец имел право продать занятую им общественную землю, передать ее по наследству, отдать в приданое, дарить ее, отдавать в залог, или в уплату долга, как свою собственную. Ценность этого владения повышалась по мере того, как становилось все невероятнее, что государство захочет воспользоваться своим правом собственности, возвратить эту землю в свое распоряжение. Вековое владение общественною землею становилось таким прочным, что приобретало почти такое же значение, как собственность, если бы государство вдруг захотело отменить его, это было бы очень тяжелой суровостью. Земли, принадлежавшие владельцам только по праву занятия, так перепутались с землями, принадлежавшими им по праву собственности, что почти невозможно было отделить их одни от других; в житейском быту эти занятые земли и считались собственностью владельцев. Патриции отдавали занятую ими общественную землю под пашню или под пастбище своим клиентам или прежнему населению той местности и, получая с неё таким образом доход, должны были платить государству налог за право пользования (vectigal); он составлял с пашей десятую долю продукта, с виноградников и садов пятую долю, а с пастбищ известную плату по количеству скота. Эта подать образовала один из главных источников государственного дохода. Но в первое столетие республики патриции платили ее очень неисправно и наконец совершенно перестали платить. Правительственная власть находилась в их руках, и некому было принуждать их к уплате. Результат этого был очень тяжел для плебеев. Несправедливостью было уже и то, что им не предоставлялось участия в пользовании общественною землею, которая была приобретена главным образом ими, потому что они составляли массу войска, что она куплена была ценою их крови; а то, что она стала свободна от платежей в государственную казну, заставляло государство увеличивать налог с земельной собственности (tributum); он стал очень велик, и участки облагались им по всей полной ценности, сколько бы ни лежало на них долгов; потому он был очень тяжел для плебеев, земли которых были обременены долгами, и трудность уплаты его увеличивала зависимость плебеев от патрициев, заимодавцев. А патриции, по расчету своей выгоды, желали увеличивать количество общественной земли, потому раздача бедным плебеям участков во вновь приобретаемых областях становилась все реже. Пока длился такой порядок дел, положение плебеев не могло измениться к лучшему; они могли быть выведены из своего бедственного положения лишь аграрным законом, который положил бы границы алчности патрициев, отнял бы у патрициев привилегию владеть общественною землею, или уменьшил бы размер её и обязал бы владельцев платить подать за пользование ею; такой закон был необходим для того, чтобы простолюдины избавились от чрезмерных налогов, от бедности, от надобности делать займы и чтобы плебеи стали действительно равноправны патрициям.

 

Аграрный закон Спурия Кассия (486 до Р. Х.)

Но каждый раз, когда делалось предложение установить аграрный закон, оно встречало самое упорное сопротивление со стороны патрициев. Аграрный вопрос производил такие ожесточенные споры в Риме, как никакой другой. Когда подымалась речь о раздаче участков из общественной земли, все патриции образовали одну плотную фалангу для сохранения существующего порядка. Они были чрезвычайно раздражены, когда было сделано первое предложение такого рода. Человек, сделавший его, сам был патриций, один из самых заслуженных людей того времени, Спурий Кассий, три раза бывший консулом и два раза удостоившийся триумфа. В свое третье консульство [486 г.] он предложил постановить, что часть вновь завоеванной тогда области должна быть роздана в собственность плебеям илатинским союзникам, остальная земля, приобретенная государством, должна быть присоединена к общественной земле, но за пользование ею должен быть уплачиваем налог. Патриции старались, но не могли, помешать принятию этого закона. Они хотели, по крайней мере, поступить с предложившим неприятную им меру так, чтоб его судьба навсегда отняла у других мысль делать подобное предложение. Когда срок консульства Кассия кончился, раздраженные патриций обвинили этого знаменитого гражданина в злоумышлении против отечества, в том, что он задумал сделаться царем; он был осужден, проклят и низвергнут с Тарпейской скалы (по другому известию, смертный приговор над ним был исполнен самим отцом его). Имущество убитого было конфисковано, дом его разрушен, и было постановлено, что это место должно на веки оставаться пустым. Закон Кассия погиб вместе с ним, но тень его стояла с той поры неотступно перед глазами богатых, и боролась с ними до той поры, пока в этой борьбе погибла республика.

 

Позднейшая судьба аграрного закона Кассия

В следующие годы трибуны стали сильно требовать, чтобы закон Кассия был приведен в исполнение, и воспрещали набор войска; но патриции, во главе которых стояли тогда Клавдии и Фабии, постоянно находили средство одолеть это требование: иногда они успевали склонить на свою сторону несколькихтрибунов, или хотя одного из них, и тем расстраивали единодушие трибуната, которое было необходимо для того, чтобы протеста трибунов имел законную силу, иногда консулы переносили свой трибунал за город на расстояние более одной мили от городских стен, а власть трибунов действовала только в городе и на расстоянии одной мили от него; за этой границей консулы не были стесняемы противоречием трибунов и наказывали не являвшихся на военную службу плебеев опустошением их нив, разрушением их домов, захватом их стад; иногда патриции успевали отклонить плебеев от внимания к внутренним вопросам, возбуждая войну.

 

Убийство трибуна Гнея Генуция

Наконец трибун Гней Генуций объявил, что предает консулов предшествовавшего года суду триб за то, что они оставили без исполнения закон Кассия. Но на рассвете того дня, который был назначен Генуцием для собрания триб и суда над консулами, его нашли убитым в его доме [473 г.]; суд над консулами не состоялся. Напрасны были и усилия трибунов следующих лет. Единственный результат, какого достигли они, состоял в том, что патриции согласились наконец [456 г.] на закон, предложенный Ицилием и постановлявший, что общественная земля на Авентинском холме должна быть отобрана у людей, пользовавшихся ею, и роздана живущим в городе плебеям для постройки домов. Авентинский холм стал после того местом собраний плебеев и прибежищем их в случаях опасности.

 

Картина дня

наверх