На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Койсанские народы- древнейшие этносы земли??

Обнаружены самые древние люди на ЗемлеГенетики утверждают, что проживающие на юге Африки койсанские народы, скажем, «отделились» от общего человеческого древа порядка ста тысяч лет назад. Этот факт делает их одним из самых древнейших и, возможно, даже одним из самых первых современных людских племен на всей Земле.

Койсанские народы являются сравнительно небольшой группой африканских племен, которые разговаривают на особом языке с характерным пощелкиванием языком и гортанными звуками. О подобных народах некогда писал Джеймс Джордж Фрэзер в своем монументальном труде «Золотая ветвь», к ним, в том числе, относятся различные народности бушменов, промышляющих охотой и готтентотов, поставивших на первое место скотоводство. Большая их часть проживает на территории ЮАР и некоторых других южно-африканских государств. Поскольку койсанские языки в корне отличаются от наречия соседних имен, их происхождение всегда считалось загадкой номер один среди исследователей истории.

Свет на эту загадку решила пролить группа генетиков во главе со шведским исследователем Кариной Шлебуш. Им удалось расшифровать геномы койсанцев, после чего было проведено тщательное сравнение с другими африканскими племенами, а также жителями иных континентов.

Для этих исследований было отобрано 220 добровольцев из одиннадцати различных бушменских и готтентотских племен, у которых взяли пробы крови, после чего расшифровали их геном. В ходе анализа генетиками было выделено более двух миллионов различий в устройстве ДНК (однонуклеотидных полиморфизмов), которые были использованы для вычисления времени отделения и степени родства койсанцев с другими народами Земли.

Именно по итогам этих исследований, к удивлению ученых, было обнаружено, что койсанцы отделились от общечеловеческого древа порядка ста тысяч лет назад, то есть еще до начала миграции Homo Sapiens из Африки, а также задолго до начала их общего расселения по всему миру( если, конечно, миграция хомо сапиенс началась из Африки, сейчас на эту тему есть разные мнения) Более сорока тысяч лет назад произошло внутреннее разделение койсанцев на северную и южную группы. Исследователи отмечают, что некоторая часть популяций койсанцев сумела сохранить свои древние корни, в то время как другая часть весьма долгое время скрещивалась с различными пришлыми народами, отчего у них полностью растерялась вся генетическая идентичность.

Карина Шелбуш и ее коллеги внимательно изучили всю генетическую историю койсанцев, после чего решили выяснить, что именно отделяет их от прочих жителей Земли. Так выяснилось, что готтентоты и бушмены являются носителями гена, который отвечает за повышенную физическую силу и выносливость и, кроме того, он является крайне уязвимым к ультрафиолетовому излучению.

Ученые говорят, что как только племена готтентотов и бушменов были добавлены для сравнения к общей генетической «карте» человечества, поиски родины первых людей, которые покинули Африку и мигрировали в Европу и на Ближний Восток, резко усложнились. Поскольку устройство генома койсанцев существенно отличается от других жителей Земли, можно с уверенностью сказать, что у современных людей было несколько предков в разных племенах-прародителях.

В планах Карины Шелбуш и ее коллег публикация геномов койсанцев в открытом доступе, что позволит привлечь внимание не только палеонтологов и антропологов, но и других ученых, которым интересно изучение различий в ДНК современных людей и бушменов. Исследователи уверены, что со временем такое привлечение сторонних ученых поможет составить полный список всех участников генома койсанцев, которые сильно изменились за сто тысяч лет раздельной эволюции.

 

Готтентоты – древнейшее племя в Южной Африке.  Название его происходит от нидерландского  hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. С  19 века  термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его заменили на термин кой-коин, производный от самоназвания нама. Вместе с бушменами кой-коин принадлежат к койсанской расе – самой своеобразной на планете. Ряд исследователей отмечали способность людей этой расы  впадать в состояние неподвижности, сходное с анабиозом, в холодное время года. Эти люди ведут кочевой  быт, который белые путешственники  в 18 веке считали грязным и грубым.

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится,  и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают гоггентотам и бушменам некоторое сходство с монголоидами. Кости конечностей у них имеют почти цилиндрическую форму.  Для них характерно наличие стеатопигии - положение бедра под углом  90 градусов к талии. Считается, что так они адаптировались к условиям засушливого климата.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть  готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15–18 сантиметров в длину. Половые губы иногда  свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай удалять половые губы перед вступлением в брак.

 После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак у бушменских женщин:"У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 16 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к  выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих  обезьян, например, у самки гориллы,  эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты – не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Археологически зафиксировано, что уже 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила. Кроме того, фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи явно напоминают женщин койсандской расы. Некоторые оспаривают корректность этого сходства, так как бёдра найденных фигурок выдаются под углом 120° к талии, а не 90°.

Полагают, что готтентоты, как древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка,  некогда расселялись и кочевали с огромными стадами по всей Южной и значительной части Восточной Африки. Но постепенно  со значительных территорий их вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к  моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Путешественник Кольб  описывал их способ обработки металла. «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины  и разводят  там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

 

Вместе с тем, мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды.  Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если они хотели поесть мяса, то добывали его на охоте. Весь их быт до сих пор подчинён скотоводческому образу жизни.

Живут  кой-коин  в лагерных  стоянках – краалях. Эти стоянки сделаны в виде круга и обнесены  изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру расположены круглые хижины из прутьев, покрытые шкурами животных. Хижина имеет диаметром 3—4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами. Единственный источник света в жилище — низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель — кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда — горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. 50 лет назад использовались каменные ножи, которые сейчас заменены на железные.  Каждая семья занимает  отдельную хижину.  Вождь  с членами клана живет в западной части крааля. При вожде племени имеется совет старейшин.

Раньше готтентоты одевались  в накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах носили сандалии. Они всегда были большими любителями украшений, причем их любят как мужчины, так и женщины. Мужские украшения - браслеты из слоновой кости и меди, а женщины предпочитают  железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки они носили полоски кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга. Так как живут готтентоты в крайне засушливом климате, моются они очень своеобразно: натирают тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Вместо крема до сих пор используют животный жир.

Раньше у готтентотов практиковалось многожёнство. Уже к началу 20 века моногамия сменила полигамию. Но до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» — выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота. Раньше существовало рабство. Рабы-военнопленные обычно пасли скот и ухаживали за ним. В 19 веке часть готтентотов  была обращена в рабство, смешалась с рабами-малайцами и с европейцами. Они образовали особую  многочисленную этническую  группу населения Капской провинции  ЮАР. Оставшаяся часть готтентотов бежала за реку Оранжевую. В начале 20 века эта часть вела ожесточенную  войну с колонизаторами. В неравной борьбе они потерпели поражение.  Было истреблено  100 000 готтентотов.

В настоящее время сохраняется всего несколько  небольших племен готтентотов. Они живут в резервациях и  занимающихся скотоводством. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1—2 комнат с железной крышей, скудной мебелью и алюминиевой посудой. Современная одежда у мужчин — стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров одежду XVIII—XIX века, используя цветные и яркие ткани.

Основная масса готтентотов  работает в городах, а также на плантациях фермеров. Несмотря на то, что некоторые утратили  все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть кой-коин  сохраняют культ предков, почитают луну и небо. Верят  они в Демиурга (небесного бога-творца) и героя Хейсиба, почитают божеств безоблачного неба Хума и дождливого — Сума. В качестве злого начала выступает кузнечик богомол.

Готтентоты считают роженицу и ребенка нечистыми. Чтобы сделать их чистыми, над ними совершается странный и неопрятный обряд очищения, при котором мать и дитя натирают прогорклым жиром. Эти люди верят в магию и колдовство, амулеты и талисманы. До сих пор существуют  колдуны. По традиции, им запрещено мыться, и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Большую роль в их мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Если готтентот хочет, чтобы ветер утих, то он берет одну из самых толстых шкур и подвешивает ее на шесте в убеждении, что, сдувая шкуру с шеста, ветер должен потерять всю свою силу и сойти на нет.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд. Во время праздников они поют и посвящают свои песни божествам и духам. Их музыка  очень красива, так как этот народ от природы музыкален. В среде кой-коин владение музыкальным инструментом всегда ценилось больше материального богатства. Часто готтентоты поют в четыре голоса, а сопровождает это пение труба.

 

Бушменами называется группа охотничьих племен Южной Африки. Сейчас это уже остатки от многочисленного древнего африканского населения. Бушмены отличаются невысоким ростом, широкими скулами, узким разрезом глаз и намного припухшими веками. Настоящий цвет кожи у них определить сложно, ведь в Калахари тратить воду на мытье не разрешают. Но можно заметить, что они гораздо светлее своих соседей. Оттенок их кожи немного желтоватый, что более характерно для жителей Южной Азии.

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки. Но как только они достигают половой зрелости и становятся мамами, этих красавиц просто не узнать. У женщин-бушменок чрезмерно развиты бедра и ягодицы, а живот постоянно раздут. Это следствие неправильного питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных женщин племени, ее обмазывают их золой или охрой. По внешнему виду это сделать очень трудно. Бушменские мужчины уже к 35 годам становятся похожими на восьмидесятилетних, из-за того, что их кожа обвисает и тело покрывается глубокими морщинами.

Племя Бушмены – народ Африки

Жизнь в Калахаре очень сурова, но даже здесь существуют свои законы и правила. Самое главное богатство в пустыне - это вода. В племени есть старики, которые умеют находить воду. На том месте, которое они укажут представители племени или роют колодцы или выводят воду с помощью стеблей растений. Каждое бушменское племя имеет секретный колодец, который тщательно заложен камнями или засыпан песком. В сезон засухи бушмены выкапывают яму на дне пересохшего колодца, берут стебель растения, через него высасывают воду, набирая в рот, а потом выплевывают ее в скорлупу страусиного яйца
Бушмены не знают, что такое частная собственность. Все животные и растения, растущие на их территории, считаются общими. Поэтому они охотятся и на диких зверей и на фермерских коров. За это их очень часто карали и уничтожали целыми племенами. Никто не желает таких соседей.

Племя Бушмены – народ Африки

Среди бушменских племен очень популярен шаманизм. У них нет вождей, но есть старейшины и знахари, которые не только лечат болезни, но и общаются с духами. Бушмены очень боятся умерших, и свято верят в загробную жизнь. Молятся они солнцу, луне, звездам. Но просят не здоровья или счастья, а успеха в охоте.

Бушменские племена говорят на койсанских языках, которые очень трудны для произношения европейцами. Характерная черта этих языков - щелкающие согласные. Говорят представители племени между собой очень тихо. Это давняя привычка охотников - чтобы не вспугнуть дичь.

Сейчас бушмены не занимаются живописью, они великолепны в танце музыке, пантомиме и сказаниях. Но есть подтвержденные данные, что еще сто лет назад они занимались рисованием. В пещерах до сих пор находят наскальные рисунки, изображающие людей и разных животных: буйволов, газелей, птиц, страусов, антилоп, крокодилов. Здесь есть и необычные сказочные персонажи: люди-обезьяны, ушастые змеи, люди с мордой крокодила. В пустыне есть целая галерея под открытым небом, которая представляет эти изумительные рисунки неизвестных художников.

Наскальные рисунки бушменов.

Наскальные рисунки.

Наскальные рисунки бушменов.

Наскальные рисунки бушменов.

Интересные видео о жизни бушменов.

Ритуал племени Бушменов. Часть 1.

Место действия: Южная Африка, Намибия. Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов.

Dim lights Embed 

Часть 2

Dim lights Embed 

Бушмены добывают древесный мед

Dim lights Embed 

Картина дня

наверх