На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Новый год деревьев

НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ (Ту би-Шват)

 

Пятнадцатого числа месяца шват (январь – февраль по григорианскому календарю) у евреев отмечается праздник Ту би-Шват, считающийся полупраздником,  в которые разрешено работать. Так как числовое значение букв первого слова – ту (тав и вав) в сумме равно пятнадцати, то его название значит “15-й (день месяца) Шват”, иначе.

Он впервые упоминается  в  Мишне (Мишна – свод основных законов в иудаизме, датируется II в. н.э.; одинакова в обоих Талмудах – Иерусалимском и Вавилосноском)   как Новый год деревьев.

В древности существовали разногласия относительно дня празднования Нового года  деревьев: согласно школе законоучителя Шаммая, он приходится на первый день месяца шват, а согласно школе законоучителя Гиллеля — на пятнадцатый:

“В первый день (месяца) шват – Новый год деревьев, как говорит школа Шаммая, а школа Гиллеля говорит - в пятнадцатый день этого (месяца)”

            (Мишна. Рош га-Шана. 1:1)

Согласно традиции в иудаизме,  запрещается есть плоды дерева,  пока оно не достигнет трехлетнего возраста:  до этого срока они  считаются посвященными  Богу  и  не  дозволенными  для людей - hlrv` (`orla).  В библейскую эпоху урожай плодов четвертого года следовало принести в Храм и лишь на пятый год земледелец мог употреблять их в пищу. Из каждого урожая надлежало выделить  две доли  — возношение, пожертвование) и десятину, т.е. первую и вторую десятину в пользу служителей Храма и  в  пользу  нуждающихся; они должны быть обязательно отделены от урожая, который в противном случае запрещен к употреблению под страхом истребления души).

Ту би-Шват в Палестине приходился на пик сезона дождей,  основное количество осадков к этому моменту уже выпадало (климат в древности, очевидно, был более влажным).  Поэтому деревья, зацветшие после 15-го дня месяца шват, относятся как бы к другому году и  пригодны  для отделения обеих десятин: трумот и маасрот,  а через три года после посадки, начиная именно  с этого дня, плоды с этих деревьев можно  употреблять в пищу. Очевидно, именно поэтому праздник месяца шват стал ассоциироваться с праздником деревьев. Согласно более позднему преданию, деревья,  увидев,  что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его установить для них такой же праздник. А так как в месяце  шват деревья начинают оживать после зимы,  то и был избран именно этот месяц. Сохранилась также древняя молитва о даровании благополучия деревьям, которую в этот день читают в ряде общин.

Существует интересная гипотеза, согласно которой прослеживается структурный параллелизм праздника Ту би-Шват  и праздника приношения дров на храмовый алтарь, упоминаемого в Мишне, Иосифом Флавием и в более позднем тексте - Мегиллат Таанит, и отмечавшегося в 15-й день месяца ав (июль – август по гигорианскому календарю( (Мишна Таанит.  4; Мегиллат Таанит. 15; Flav. R.I. II. 17. 6; см также Нехем. 10: 34). В праздник 15-го ава, имевшего большое значение в культовой практие, как и в День искупления (Йом Кипур),  иерусалимские девушки устраивали пляски  в  виноградниках и предлагали юношам выбирать себе невесту (Мишна. Таанит. 4: 8). Некоторые исследователи полагают, что Ту би-Шват ведет свое происхождение от архаичного ритуала, обозначавшего середину  зимы, подобно тому как 15-й день месяца ав — обозначал середину лета.  Первоначальный характер этих праздников,  в особенности 15-го ава со  временем  был  полностью забыт, Возможно, 15-й день месяца ав и 15-й день месяца шват были  древними аграрными праздниками, обозначавшими середины, сухого и влажного сезонов, оба праздника были парными и совпадали с окончанием сбора винограда и началом разбивки виноградников соответственно [Schauss  1973, с.277]. Нельзя полностью исключить связь обоих праздников с культом Луны, так как в глубокой древности, когда календарь у евреев был чисто лунным, они могли обозначать середину лунных циклов (или начало, если Новый год деревьев прихоился на первый день месяца шват).

Не сохранилось никаких свидетельств относительно древней обрядности Ту би-Шват. И хотя он имеет календарную природу, в целом сопровождающие его праздничные обычаи и обряды довольно позднего происхождения.

Широкую популярность Ту би-Шват приобрел не ранее XVI в., прежде всего у каббалистов г. Цфат (один из четырех свящцнных для иудеев городов Палестины), а затем — в ряде сефардских общин. Оттуда он распространился дальше на Восток, в том числе к багдадским евреям и к выходцам из Багдада, жившим в Калькутте. В ряде сефардских общин он называется Праздником плодов, во время которого исполняют специальные гимны (complas) и зажигают свечи.  У  сефардов  также был популярен  обычай устраивать в этот день седер наподобие пасхального. На праздничном столе обязательно должны быть семь видов фруктов, которые произрастают в Палестине (чаще всего это финики,  гранаты,  апельсины,  инжир, орехи, маслины, плоды рожкового дерева — цератонии; часто их число достигало 15, а в некоторых общинах —  значительно больше — 30,  50,  иногда до 100). В таких случаях   на стол ставили также сухофрукты (изюм, финики, сливы и т.д.),  различные варенья,  консервы,  цукаты, мармелад, орехи, соленые маслины ) и которые, подобно тому, как это делается во время пасхального седера, раскладывают в определенном порядке на специальных подносах. В течение этого седера, как и во время пасхального, было принято выпить четыре бокала вина [Dobrinsky 1986, c.376]. Детям в Ту би-Шват дарили сладости и орехи [Eliachar, 1983, 55]. 

Некоторые особенности празднования Ту би-Шват долго сохранялись в сефардских и восточных общинах. Так, в еврейской  общине Алжира в ночь на Ту би-Шват богатые люди устраивали праздничную трапезу,  на которую  приглашали  знатоков Торы. Когда гости начинали расходиться, хозяин одаривал их фруктами (на столе их было 30 видов) — для домашних, а бедным раздавал еще и деньги.

Евреи Персии во время Ту би-Шват устраивали домашнюю  трапезу во время которой ели очень много фруктов.  Иногда собирались в доме уважаемого члена общины,  и когда очередь доходила до плода рожкового дерева —  а  его специально привозили из Палестины — раввин делил его на мельчайшие кусочки и раздавал всем присутствующим,  чтобы те произнесли над ним благословение.

В еврейской общине Дамаска существовал следующий обычай:  во время  Ту би-Шват жених дарил невесте какое-либо украшение (кольцо,  браслет),  букет из нескольких видов цветов и  блюдо  с  фруктами,  а семья  невесты  устраивала  в  его  честь праздничную трапезу.

Евреи Курдистана в XIX веке во время этого праздника обвивали стволы деревьев цветочными гирляндами и просили Бога даровать деревьям и людям долголетие и плодовитость. В Салониках еще в конце XIX столетия во время Ту би-Шват устраивали маскарадное представление: мужчины надевали костюмы, изображавшие плодовые деревья и пели славившие их гимны [Черняева 1994, с.181].

В ашкеназских общинах специального седера не устраивали, хотя обычай есть в  этот день  фрукты, тоже существовал, причем предпочтение отдавалось тем,  которые произрастали в Палестине. Обычно это бывали изюм, инжир, орехи, а в богатых семьях могли позволить себе апеьлсины и гранаты. Детям в этот день нередко дарили маленькие корзиночки с фркутами – яблоками, грушами. Изюмом и орехами.

Очевидно, этот праздник уже в недавнем прошлом  имел чисто мирской характер, не будучи связанным с мифом или сакральной историей. Многие из названных обычаев и обрядов  в значительной мере принадлежат народной традиции (в том числе так называемый “фруктовый стол”) и были включены в праздничный комплекс довольно поздно — к ним относятся маски и ряжение, одаривание гостей, элементы свадебной обрядности.

В конце XIX - начале XX в., во время еврейской колонизации Палестины и распространения сионистской идеологии праздник начал приобретать значение возрождения страны – Эрец Исраэль. Возник и быстро распространился обычай сажать в этот день саженцы деревьев. После основания Государства Израиль (1948 г.) этот день стал днем массовых посадок деревьев, в школах в Ту би-Шват не учатся, дети и многочисленные добровольцы сажают деревья по всей стране. 

Евреи за пределами Израиля стали собирать пожертвования на покупку саженцев для посадки их в Израиле, богатые люди. Особенно в США жертвуют на это крупные суммы денег.

В Европе же (там, где еще остались евреи) и в США, где климат, как правило, не позволяет это делать, в еврейских общинах нередко устраивают праздничные застолья с обязательным употреблением в пищу фруктов. В 2015 г. Ту би-Шват праздновали 4 февраля.

 

 

 

Картина дня

наверх